Позиция истца
В исковом заявлении А. указал, что он состоял в трудовых отношениях с ООО «Т» в период с 01.11.2017 по 31.03.2018, выполнял возложенные на него нанимателем трудовые обязанности, получал ежемесячно заработную плату, но 31.03.2018 был уволен без выплаты окончательного расчета.
Позиция ответчика
Гражданин А. не являлся работником ООО «Т», уполномоченным лицом нанимателя на работу не принимался, в штат организации не оформлялся, проходил в организации собеседование на вакантную должность, но в итоге предпочтение было отдано другому работнику. Работники ООО «Т» также подтвердили, что гражданина А. помнят наглядно, поскольку он проходил собеседование в несколько этапов, но в итоге не был принят на работу.
Выводы суда
Суд заслушал показания истца, представителей ответчика, свидетелей, запросил информацию о зонах (сотах) соединений мобильного оператора, позволяющих установить ориентировочное местонахождение гражданина А. в рабочие дни в период с 01.11.2017 по 31.03.2018. Информация мобильного оператора показала, что разговоры по мобильному телефону гражданина А. в период времени с 9.00 до 18.00 определяются базовой станцией, расположенной по улице М., в радиусе действия которой находится ООО «Т» и еще 3 аналогичные производственные организации, в период времени с 18.00 до 9.00 — базовой станцией по улице Р. То есть с 01.11.2017 по 31.03.2018 истец находился в радиусе действия всего двух базовых станций мобильного оператора. Вместе с тем по совокупности доказательств истцу в удовлетворении исковых требований было отказано.
Таким образом, предоставляемая мобильными операторами по запросу суда информация принимается в качестве доказательства и в той или иной степени влияет на вынесение судебного решения.
С вопросами о том, что представляют собой данные о территориальных сотах, в которых происходили соединения абонента, и какую информацию запрашивает суд для определения местонахождения абонента, мы обратились к специалистам СООО «МТС» и Унитарного предприятия «Велком».
Что такое базовые станции («вышки») мобильных операторов и в чем состоят особенности технологий сотовой связи?
«Велком»: Как правило, под «вышками» понимают конструкции с установленным на них ра-диооборудованием мобильного оператора. Такими конструкциями являются башни, мачты, трубостойки и прочие подобные конструкции. Радиооборудование, которое устанавливается на конструкциях, — это базовые станции, антенно-фидерные устройства и т.п. Мы не используем термин «вышка», это скорее бытовое понятие.
Основой любой сотовой сети является сота (ячейка), в центре которой находится базовая станция. При вызове, поступающем с базовой станции, сотовый телефон соединяется с ней и ему выделяется специальный радиоканал для разговора. Размеры соты определяются максимальной дальностью связи телефона с базовой станцией, типом сети, мощностью базовой станции и рядом других факторов. Максимальная дальность — радиус соты — может быть в диапазоне от нескольких метров до многих километров.
«МТС»: Основной особенностью сотовой подвижной электросвязи является использование радиоволн для передачи информации. Оказание услуг возможно в пределах обеспеченного радиопокрытия. Радиопокрытие создается размещаемым по определенной закономерности оборудованием оператора: антеннами, радиопередающими устройствами (их также называют «базовыми станциями»). Базовые станции размещаются на различных антенно-мачтовых сооружениях: башнях, мачтах и прочих конструкциях. Чем выше антенно-мачтовые сооружения, тем больше зона покрытия.
Сигналы от станций частично перекрывают друг друга, образуя похожие на пчелиные соты узоры. Поэтому связь и называется сотовой.
Как только абонент набирает нужный ему номер на мобильном устройстве, сотовый телефон находит самую близко расположенную к нему базовую станцию, а точнее конкретный ее сектор, и «просит» у нее выделить голосовой канал. Оборудование после получения запроса от устройства отправляет его на так называемый контроллер, который перенаправляет запрос на коммутатор. Если звонок совершается внутри сети одного оператора, коммутатор выясняет местоположение вызываемого абонента и связывает двух абонентов. Если вызываемый абонент принадлежит другому оператору, то запрос будет отправлен на коммутатор сети другого оператора связи.
Позволяет ли технология использовать имеющуюся у оператора информацию для точного определения местоположения физического лица?
«МТС»: Важно понимать, что любое радиопокрытие (как реальное, так и расчетное) построено на теории вероятности. Поэтому существуют следующие особенности применения информации мобильных операторов для определения местоположения физического лица, например, в процессе доказывания. Так, определяется не конкретное местоположение физического лица, а местоположение включенного абонентского устройства с активной сим-картой.
Местоположение абонента устанавливается в совокупности путем сопоставления следующей информации:
— уровень сигнала абонентского устройства в момент звонка;
— определение сектора базовой и расчетной зоны покрытия.
При этом определяется не точка на карте, а либо адрес базовой станции, либо область на карте — зона покрытия сектора базовой станции*.
* В рассматриваемой ситуации суду была предоставлена информация с адресом базовой станции и зоной покрытия сектора базовой станции, в которую попадали адреса ООО «Т» и еще 3 аналогичных производственных организаций.
В пределах г. Минска активная сим-карта абонента может находиться в радиусе 0,2–4 км, в сельской местности — в радиусе до 30 км от места расположения обслуживающего сектора базовой станции.
Таким образом, указанный выше метод получения информации не является гарантированным, поэтому полученные с его помощью сведения не могут использоваться для определения точного местоположения абонента в момент звонка и, соответственно, могут дать только дополнительную и вспомогательную информацию. Подобные сведения должны использоваться исключительно в совокупности с другой информацией и доказательствами.
«Велком»: Установить местоположение абонента (мобильного устройства с сим-картой, по которой абоненту оказываются услуги электросвязи) по данным базовой станции можно с точностью до размеров соты. Для этого нужна карта покрытия соты (сот). На основе этой карты и детализации звонков (абонентские номера, с которых и на которые делались вызовы, и длительность таких вызовов) делается вывод о том, мог ли абонент (его абонентское устройство с сим-картой) находиться в зоне покрытия конкретной соты.
Какую информацию и кому может предоставить оператор?
«Велком»: Детализация и карта расположения сот и их размеров могут предоставляться правоохранительным и другим заинтересованным органам с санкции прокурора или его заместителя на основании мотивированного постановления соответствующего органа либо суду по его запросу.
«МТС»: Правовой режим информации о местоположении абонента, детализации его звонков, содержания сообщений и иной информации о фактах оказания абоненту услуг регулируется ст. 54 Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 № 45-З «Об электросвязи». Так, оператор электросвязи вправе выдать информацию о фактах оказания услуг электросвязи только абонентам или их представителям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, например, судам по делам, находящимся в их производстве, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность с санкции прокурора или его заместителя на основании мотивированного постановления соответствующего органа.
Справочно. Особые случаи предусмотрены в ст. 35–37 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности».
Адвокат, как представитель абонента, должен быть уполномочен своим клиентом на запрос информации о тайне связи у оператора. Если для доказывания по делу адвокат считает необходимым получение такой информации о третьих лицах, их получение осуществляется путем подачи в суд ходатайства об истребовании доказательств.
Как оформляется запрос для получения информации?
«МТС»: Запрос оформляется в соответствии с требованиями постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (в редакции от 05.03.2018) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях». Поскольку такая информация касается тайны личной жизни, то к исполнению принимаются только оригиналы документов или электронные документы, заверенные электронной цифровой подписью, проверяются полномочия запрашивающего субъекта.
«Велком»: Какие-либо иные специальные требования к оформлению запросов законодательно не установлены.
В течение какого срока с момента поступления запроса мобильный оператор предоставляет информацию?
«Велком»: Информация предоставляется по общим правилам, предусмотренным законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
Справочно. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»).
«МТС»: Сроки зависят от запрашивающего субъекта и регулируются соответствующим законодательством. В иных случаях применяются общие сроки рассмотрения обращений.
Информация о тайне связи не предоставляется по факсу или электронной почте в незащищенном виде.
Справочно. Любой государственный орган, юридическое лицо, гражданин по требованию суда обязаны в указанный им срок представить находящиеся у них документы, другие письменные доказательства, не требуя оплаты расходов по их представлению (ст. 195 ГПК). Об истребовании доказательства суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение, в котором указываются срок и порядок представления доказательства (ст. 101 ХПК).