Иностранная компания как управляющая

Вопрос: Может ли иностранное юридическое лицо быть управляющей организацией белорусского субъекта хозяйствования?

Обновлено
Бурый Евгений

юрист AIS Novations, магистр права

5217 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Да, может.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Текущее руководство деятельностью коммерческих организаций осуществляется руководителем — в унитарных предприятиях и постоянно действующим исполнительным органом — в хозяйственных обществах. При этом в соответствии с положениями ГК полномочия как руководителя унитарного предприятия, так и исполнительного органа хозяйственного общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

На практике эта норма реализуется путем заключения договора о передаче полномочий исполнительного органа (руководителя) управляющей организации (управляющему) (далее — исполнительный орган) или договора оказания услуг по управлению хозяйственным обществом. Указанные договоры относятся к категории договоров возмездного оказания услуг.

Гражданско-правовые договоры, по общему правилу, могут заключаться с любым дееспособным субъектом, в том числе юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке на территории иного государства. Договор возмездного оказания услуг не является исключением. Кроме того, в законодательстве на сегодняшний день нет прямого запрета на передачу полномочий исполнительного органа иностранному юридическому лицу.

Вопрос о возможности назначения иностранного юридического лица в качестве управляющей организации на практике может вызвать сложность в применении нормы п. 2 ст. 50 ГК, в соответствии с которой место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа <…>, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Следовательно, напрашивается вывод о том, что иностранное юридическое лицо не может быть управляющей организацией белорусского юридического лица, поскольку местом нахождения последнего в таком случае станет территория иностранного государства.

Принимая во внимание указанный аргумент, стоит сделать важную оговорку. В соответствии с нормами п. 12 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение), до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации необходимых документов учредители (собственник имущества) создаваемой коммерческой организации должны определить предполагаемое местонахождение такой организации, то есть указать в уставе и заявлении о государственной регистрации конкретный адрес, по которому будет располагаться исполнительный орган организации.

Упомянутая выше норма ст. 50 ГК скорее призвана способствовать корректному определению учредителями места нахождения коммерческой организации в ситуации, когда предполагается, что в собственности (либо на праве владения, пользования) у такой организации будет несколько помещений, которые планируется использовать в хозяйственных целях. Если же трактовать рассматриваемую норму исключительно как императивное предписание считать место нахождения управляющей организации местом нахождения и управляемого субъекта, у нас возникают некоторые противоречия. Во-первых, априори противоречащим законодательству была бы передача хозяйственным обществом полномочий исполнительного органа управляющему — индивидуальному предпринимателю или управляющей организации — унитарному предприятию, располагающемуся в жилом помещении, так как п. 5 Положения предоставляет право определять жилое помещение в качестве места нахождения только унитарным предприятиям, но не хозяйственным обществам. Во-вторых, при каждой смене управляющей организации (управляющего) коммерческая организация должна извещать регистрирующий орган не только о замене руководителя, но и об изменении места нахождения, поскольку исходя из буквального толкования норм ст. 50 ГК новая управля-ющая организация (управляющий) должна сообщать о новом местонахождении управляемой организации.

Место нахождения юридического лица определяется однажды при его регистрации и впоследствии изменяется по решению общего собрания участников (акционеров) либо собственника имущества, поскольку по своей природе решение об изменении места нахождения является решением о внесении изменений в устав, хоть законодательство и позволяет информировать регистрирующие органы о таком решении в уведомительном порядке. Назначение управляющей организации (в том числе иностранной) не может в этой связи восприниматься как изменение места нахождения белорусского юридического лица.

Отсутствие прямого законодательного запрета позволяет сделать вывод о том, что назначение иностранного юридического лица управляющей организацией белорусского субъекта хозяйствования не противоречит законодательству.

5217 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Работники при осуществлении своих трудовых обязанностей могут причинить ущерб имуществу нанимателя. В таких случаях нанимателю необходимо правильно оценить, в чем именно...
Трудовые споры и привлечение работника к ответственности