Вы на портале

Инвестиции по-новому: что предлагает проект закона

22 июня 2023 г. проект Закона «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь» (далее — проект закона) был включен в повестку совещания Президента Республики Беларусь с руководством Совета Министров. По мнению разработчиков, проект закона поможет нарастить объем инвестиций. Тем не менее, как заявил на совещании Президент, документ нужно внимательно изучить, прежде чем отправить его в Парламент. В частности, внимание нужно обратить на предлагаемые проектом закона новации и ожидаемый от них эффект.

Антонов Александр
Антонов Александр

Руководитель практики инфраструктурных проектов ООО «Ревера Лигал» 

Карпук Михаил
Карпук Михаил

Руководитель направления корпоративного управления ООО «Ревера Лигал»


4837 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Для более системного рассмотрения основных изменений и предполагаемого эффекта от них условно разделим эти изменения на 3 группы: 

1) изменения, однозначно улучшающие положение инвестора; 

2) изменения, потенциально улучшающие положение инвестора, но требующие дополнительной проработки механизма их применения; 

3) изменения, ухудшающие положение инвестора.

Изменения, однозначно улучшающие положение инвестора

Реализация отдельных инвестиционных проектов без заключения инвестиционного договора

Заключение инвестиционного договора предусмотрено проектом закона только для реализации крупных инвестиционных проектов, в то время как отдельные инвестиционные проекты могут реализовываться на основании решения исполкома. Реализация проекта с заключением инвестиционного договора может осуществляться на всей территории Республики Беларусь, а без него — на всей территории, за исключением г. Минска. При этом требование о соответствии проекта приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций действует для обоих механизмов. Такие виды деятельности (секторы экономики) определяются в обоих случаях Советом Министров.

Справочно.
Перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) в отношении инвестиционных проектов, реализуемых без заключения инвестиционного договора, может быть сокращен областным исполкомом на территории соответствующей административно-территориальной единицы с учетом особенностей ее развития.

Основанием для реализации отдельного инвестиционного проекта является решение областного исполкома или определяемого им исполкома базового территориального уровня о включении такого проекта в перечень отдельных инвестиционных проектов. Важно отметить, что Мингорисполком не наделен такими полномочиями. 

Справочно.
При реализации отдельного инвестиционного проекта инвестор пользуется практически тем же объемом льгот и преференций, что и при заключении инвестиционного договора. Существенными преимуществами инвестиционного договора являются только освобождение в течение 3 лет от налога на прибыль от реализации товаров собственного производства, расширенный объем льгот в сфере архитектуры и строительства и гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства (стабилизационная оговорка).

Освобождение в течение 3 лет от налога на прибыль от реализации товаров собственного производства

В случае прекращения инвестиционного договора в связи с его исполнением инвесторы освобождаются от налога на прибыль в отношении прибыли от реализации товаров собственного производства, произведенных на созданных объектах недвижимого имущества, в течение 3 календарных лет со дня, следующего за днем прекращения инвестиционного договора. При этом под товарами собственного производства в данном случае понимается продукция, соответствующая двум критериям:

  • дата ее производства приходится на период действия сертификата продукции собственного производства;
  • местом нахождения ее производства в соответствии с таким сертификатом является созданный объект.

Справочно.
Освобождение от налога на прибыль применяется только к юридическим лицам Республики Беларусь, которые являлись инвесторами и/или организацией, реализующей инвестиционный проект в рамках инвестиционного договора, на день, предшествующий дате прекращения инвестиционного договора в связи с его исполнением. В частности, в случае реорганизации такого юридического лица освобождение от налога на прибыль не будет применяться к его правопреемникам.

Ранее все льготы предоставлялись только на этапе строительства. При этом считаем возможным для законодателя оценить целесообразность отчета трехлетнего периода не с даты прекращения инвестиционного договора путем его исполнения, а с даты возникновения прибыли у инвестора, поскольку инвестор на практике может и не воспользоваться льготой в первые периоды деятельности в связи с отсутствием прибыли.

Льготы и преференции в сфере архитектуры и строительства

В целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора инвесторы дополнительно имеют право:

— на разработку проектной документации по техническим нормативам, действующим в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе, при условии адаптации этой документации к нормативам, действующим в Республике Беларусь, и получения положительных заключений государственной экспертизы;

— приемку в эксплуатацию объектов с оценкой приемочной комиссией исключительно по критериям качества, установленным проектом закона.

Гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства (стабилизационная оговорка)

В случае, если в соответствии с актами законодательства, регулирующими сферу налогообложения, принятыми после даты вступления в силу инвестиционного договора, повышаются налоговые ставки и/или вводятся новые налоги и сборы, инвесторы, реализующие инвестиционные проекты в рамках инвестиционного договора, вправе:

— не применять нормы законодательства, относящиеся к новым налогам и сборам;

— уплачивать налоги (сборы), ставки по которым увеличены, исходя из их ставок, действовавших на дату вступления в силу инвестиционного договора.

Справочно.
Применительно к налогам (сборам), объектом налогообложения которыми признается какое-либо имущество, гарантия действует в отношении объектов налогообложения, являющихся недвижимым имуществом, на площадях которых преду­смотрена реализация инвестиционного проекта и/или строительство (приобретение) которых осуществлено в целях реализации инвестиционного проекта.

Указанная гарантия действует в период действия инвестиционного договора, но не более пятилетнего срока. 

Отметим также, что не до конца ясно, применяется ли стабилизационная оговорка к любым актам законодательства в сфере налогообложения или только к налоговым льготам, предоставленным инвестору согласно инвестиционному договору. Например, ранее встречалась практика, когда стабилизационная оговорка не применялась в отношении изменения режима налогообложения физических лиц — работников инвестора, хотя это изменение непосредственно влияло на затраты, которые инвестор несет по проекту.

Гарантии возмещения убытков инвестору, ограничение случаев взыскания штрафных санкций и их предельного размера

Проектом закона закрепляются обязательства Республики Беларусь по возмещению инвесторам убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа, заключившего инвестиционный договор, и/или иного государственного органа (организации). Также проектом закона устанавливается предельный суммарный размер неустойки, который не должен превышать 0,01 % от объема заявленных инвестиций за каждый день просрочки и 5 % от объема заявленных инвестиций по инвестиционному договору или от объема заявленных инвестиций по отдельному этапу реализации инвестиционного проекта. 

Справочно.
Проектом закона закрепляется возможность освобождения инвестора полностью или частично от возмещения сумм льгот и/или преференций и уплаты неустойки по решению уполномоченного органа с учетом степени готовности объекта, объема вложенных инвестиций и исполнения иных условий инвестиционного договора. Возможно также предоставление рассрочки (отсрочки) уплаты указанных сумм.

Изменения, потенциально улучшающие положение инвестора, но требующие дополнительной проработки механизма их применения

Реализация собственной продукции с применением процедуры закупки из одного источника

Проектом закона предусмотрено введение правового режима специальных инвестиционных договоров, предусматривающих реализацию инвестором инвестиционного проекта по организации производства новой или усовершенствованной продукции на территории Республики Беларусь. Такая продукция должна соответствовать критериям ее отнесения к продукции собственного производства либо требованиям ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, а также следующим требованиям:

— ранее не выпускалась на территории Республики Беларусь;

— значительно усовершенствована по сравнению с ранее выпускавшейся на территории Республики Беларусь. Отметим, что критерии «значительного усовершенствования» проектом закона не определены и нуждаются в дальнейшей конкретизации.

Справочно.
Дополнительной мерой стимулирования инвесторов по специальным инвестиционным договорам будет гарантия выкупа части произведенной продукции государством. Планируется устанавливать предельный объем такой продукции, реализуемый в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника.

Планируется осуществлять подбор инвестиционных проектов с учетом перспективной потребности заказчиков в государственных закупках продукции и проведение конкурса на выбор инвестора, который наладит производство. Проектом закона закрепляется, что в решении о реализации инвестиционного проекта в рамках специального инвестиционного договора определяется государственный орган (организация), устанавливающий цену на соответствующую продукцию для целей государственных закупок. Данное решение будет основанием для осуществления процедуры закупки из одного источника в порядке, предусмотренном п. 58 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Справочно.
Специальный инвестиционный договор должен содержать ряд дополнительных условий, в том числе предельный (в процентах от объема произведенного товара) объем или порядок определения объема товара каждого наименования, который может реализовываться в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника.

В то же время обратим внимание, что инвестор фактически не участвует в процессе определения цены производимого им товара. Проектом закона не предусмотрена ни методика расчета такой цены, ни обязанность по согласованию данной цены или порядка ее определения с инвестором. В связи с этим полагаем, что согласование порядка определения цены в инвестиционном договоре будет содействовать привлечению инвестиций и, в конечном счете, отвечать интересам обеих сторон.

Возмещение инвесторам затрат (части затрат) по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры

Проектом закона предусмотрено, что инвестору могут возмещаться за счет средств республиканского или местного бюджета затраты, связанные с созданием объектов магистральной и распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры и их благоустройством. Условием такого возмещения является безвозмездная передача указанных объектов на баланс специализированных эксплуатационных организаций. Такой подход требует выработки понятного механизма компенсации таких затрат до заключения инвестиционного договора. 

В настоящее время порядок, размер и сроки возмещения таких затрат не конкретизированы, что не способствует точному пониманию инвестором условий реализации инвестиционного проекта.

Установление перечня обстоятельств непреодолимой силы, при которых не наступает ответственность сторон инвестиционного договора

Проектом закона к числу обязательных условий инвестиционного договора отнесен перечень обстоятельств непреодолимой силы, при которых ответственность сторон не наступает. Предусмотрено, что к числу таких обстоятельств могут относиться чрезвычайные и непредотвратимые в сложившихся условиях явления стихийного характера (пожары, заносы, навод­нения и иные явления), военные действия, введение иностранными государствами ограничительных мер. При этом данные обстоятельства должны препятствовать надлежащему исполнению инвестиционного договора.

Справочно.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы у инвестора должно быть установлено Белорусской торгово-промышленной палатой в определенном ею порядке и/или уполномоченным лицом (органом) в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является инвестор (за исключением введения иностранными государствами ограничительных мер). Таким образом, проект закона возлагает бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы только на одну сторону договора — инвестора.

Изменения, ухудшающие положение инвестора

Обязанность создать организацию до заключения инвестиционного договора

Положения Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10) предоставляли инвестору право создать организацию для реализации инвестиционного проекта уже после заключения инвестиционного договора. Проект закона закрепляет иной подход: теперь инвесторы обязаны создать организацию, реализующую инвестиционный проект, до заключения инвестиционного договора. При этом инвестору должны принадлежать 10 и более процентов акций (долей в уставном фонде) в этой организации. 

Справочно.
В качестве обязательного условия инвестиционного договора необходимо указывать ответственность инвестора, в том числе за нарушение условий, сроков реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора и/или этапа (этапов) его реализации.

Полагаем, что в связи с обязанностью создания организации для реализации инвестиционного проекта инвестор может нести только субсидиарную ответственность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Регулярный контроль на основании предоставляемой информации и выездов

Если в Декрете № 10 только определялись контролирующие органы, то проектом закона конкретизируется порядок осуществления контроля за реализацией инвестиционных проектов. Такой контроль осуществляется в том числе путем рассмотрения представленной инвесторами информации, а также выезда работников уполномоченного органа по месту осуществления работ по строительству объектов, предусмотренных инвестиционным договором, не реже одного раза в квартал с принятием при необходимости мер ответственности к инвесторам.

Справочно.
Инвесторы обязаны не реже чем один раз в квартал письменно информировать уполномоченный орган о ходе реализации инвестиционных проектов, а уполномоченный орган вправе ежеквартально осуществлять контроль за исполнением инвесторами обязательств по инвестиционному договору.

Полагаем, что в связи с этим после принятия проекта закона инвесторам следует ожидать усиления внимания со стороны контролирующих органов.

Выводы
Согласно обоснованию проекта закона он должен выступать единым актом, понятным и легко применимым инвесторами, исключающим необходимость обращения к множеству актов в целях уяснения льгот и преференций, а также порядка их получения. При этом, по нашему мнению, ряд приведенных в этой статье уточняющих вопросов все еще требует внесения дополнений в действующее законодательство с целью разъяснения особенностей его применения к отношениям, связанным с реализацией инвестиционных проектов.
Также в обосновании подчеркивается, что проектом закона расширяется перечень льгот и преференций, но в то же время не предусматривается предоставление инвесторам иных льгот и/или преференций, не установленных проектом закона.
Проект закона смещает акцент на развитие региональных инвестиционных проектов по отдельным приоритетным видам деятельности. Окажется ли такой подход продуктивным, покажет практика применения нового закона в случае его принятия.

4837 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме