Вы на портале

Новое в регулировании деятельности рынка ценных бумаг

Министерство финансов Республики Беларусь (далее — Минфин) с 7 по 18 июня 2023 г. проводило общественное обсуждение проекта постановления Минфина «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь от 23 мая 2016 г. № 33 и от 31 августа 2016 г. № 76» (далее — проект постановления), предусматривающего изменения в деятельности рынка ценных бумаг.

Что именно предлагается изменить в регулировании деятельности рынка ценных бумаг?

Лимож Николай

Юрист

4106 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Предпосылки внесения изменений в регулирование рынка ценных бумаг

Проектом постановления вносятся изменения в постановления Минфина:

  • от 23.05.2016 № 33 «Об утверждении Инструкции об условиях и порядке осуществления клиринговой деятельности» (далее — постановление № 33) в части расширения перечня участников торгов ценными бумагами при совершении сделок на организованном рынке для обеспечения возможности осуществления расчетов по итогам торгов;
  • от 31.08.2016 № 76 «О регулировании рынка ценных бумаг» (далее — постановление № 76) в части расширения перечня сделок, совершаемых в процессе обращения ценных бумаг на организованном рынке.

Необходимость принятия проекта постановления обусловлена динамично развивающейся сферой правового регулирования рынка ценных бумаг и изменением законодательства, относящегося к предмету его правового регулирования. В частности, это:

  • принятие Закона Республики Беларусь от 18.07.2022 № 197-З «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» (далее — Закон № 197);
  • издание Указа Президента Республики Беларусь от 27.04.2023 № 126 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 126).

Проект постановления регулирует помимо общественных отношений, связанных с обращением ценных бумаг, также отношения, связанные с осуществлением профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.

Изменения в постановления № 33 и № 76

Изменения, вносимые в Инструкцию, утвержденную постановлением № 33, обусловлены расширением перечня участников торгов ценными бумагами при совершении сделок на организованном рынке и направлены на обеспечение возможности осуществления расчетов по итогам торгов.

Проектом постановления расширен перечень сделок, совершаемых в процессе обращения ценных бумаг на организованном рынке, установленный п. 2 Инструкции о порядке обращения ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением № 76. 

Изменения, вносимые в Закон № 231 и Указ № 277

С учетом особенностей обращения структурных и депозитарных облигаций, установленных ч. 3 и 4 ст. 25-1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 231), к числу сделок, совершаемых в процессе обращения ценных бумаг на организованном рынке, отнесены сделки купли-продажи с указанными облигациями.

С целью реализации положений, предусмотренных нормативными правовыми актами:

1) ст. 53-1 Закона № 231:

  • установлено требование к физическим лицам, признаваемым квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг, — наличие действующего квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг;
  • определен перечень ценных бумаг, сделки с которыми вправе совершать только квалифицированные инвесторы на рынке ценных бумаг. 

Справочно.
Кредитный рейтинг by.BBB+ по данным рейтингового агентства ООО «БИК Рейтингс» означает кредитоспособность переходного среднего уровня. Компания с таким кредитным рейтингом характеризуется переходным к среднему уровнем кредитоспособности, финансовой надежности, финансовой устойчивости.

К числу таких ценных бумаг отнесены:

  • структурные облигации;
  • депозитарные облигации при наличии у их эмитента кредитного рейтинга ниже уровня «by.BBB+» по национальной рейтинговой шкале для Республики Беларусь, присвоенного рейтинговым агентством обществом с ограниченной ответственностью «БИК Рейтингс», либо отсутствии у эмитента депозитарных облигаций присвоенного кредитного рейтинга;

2) абз. 2 ст. 53-2 Закона № 231 — установлены случаи возможного приобретения ценных бумаг, указанных в ч. 2 ст. 53-1 Закона № 231, лицом, утратившим статус квалифицированного инвестора на рынке ценных бумаг.

В число таких случаев также включены:

  • приобретение ценных бумаг в рамках сделок РЕПО (обратная покупка при исполнении второй части такой сделки);
  • приобретение ценных бумаг их эмитентом;
  • распределение имущества ликвидируемого юридического лица между кредиторами соответствующей очереди;
  • передача имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, собственнику имущества (учредителям, участникам) этого юридического лица;

Справочно.
Сделка РЕПО, или соглашение РЕПО (от англ. repurchase agreement, repo) — сделка купли (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной в этом соглашении цене.

3) ч. 3 и 4 ст. 25-1 Закона № 231 определено, что:

  • владельцами структурных облигаций вправе выступать квалифицированные инвесторы на рынке ценных бумаг;
  • обращение депозитарных облигаций может осуществляться среди лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг и (или) собственниками имущества, участниками (акционерами) эмитента депозитарных облигаций, в случае наличия у эмитента депозитарных облигаций кредитного рейтинга уровня «by.BBB+» и выше по национальной рейтинговой шкале для Республики Беларусь, присвоенного рейтинговым агентством обществом с ограниченной ответственностью «БИК Рейтингс»;

4) ч. 1 ст. 38, ч. 1 ст. 39 Закона № 231, ч. 1 подп. 1.16 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее — Указ № 277) (с учетом изменений, внесенных Указом № 126) — определен перечень иных юридических и физических лиц, которые вправе выступать участниками торгов ценными бумагами после их допуска к торгам в порядке и на условиях, установленных организатором торговли ценными бумагами, в том числе фондовой биржей. 

Проектом постановления предусмотрено, что участниками торгов ценными бумагами при совершении сделок от своего имени и за свой счет на организованном рынке после их допуска к торгам в порядке и на условиях, установленных организатором торговли ценными бумагами, в том числе фондовой биржей, вправе выступать:

  • юридические лица, являющиеся квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг, указанные в абз. 4–12 ч. 1 ст. 53-1 Закона № 231, при условии наличия в штате работника, имеющего действующий квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг первой категории;
  • физические лица, являющиеся квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг;
  • эмитент ценных бумаг при условии наличия в штате работника, имеющего действующий квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг первой категории;

5) ч. 7 подп. 1.2 п. 1 Указа № 277 — определен перечень ценных бумаг, сделки с которыми на организованном рынке вправе без посредничества профессиональных участников рынка ценных бумаг совершать лица, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. 

Справочно.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг — юридическое лицо, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам; размещение эмиссионных ценных бумаг — совершение гражданско-правовых сделок либо иных юридически значимых действий, направленных на возникновение права собственности или иного вещного права на эмиссионные ценные бумаги у их первого владельца, влекущих передачу эмиссионных ценных бумаг их первым владельцам.

К числу таких ценных бумаг отнесены:

  • депозитарные облигации, структурные облигации и биржевые облигации — для физических и юридических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг;
  • для эмитентов, имеющих в штате работника с квалификационным аттестатом специалиста рынка ценных бумаг первой категории, — ценные бумаги собственной эмиссии, допущенные к обращению в торговой системе фондовой биржи после прохождения листинга, за исключением акций открытых акционерных обществ;

6) ч. 2 подп. 1.16 п. 1 Указа № 277 — установлены требования к юридическим лицам — нерезидентам, имеющим право осуществлять профессиональную деятельность по ценным бумагам в соответствии с иностранным правом для их допуска к торгам на фондовой бирже для совершения сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, и (или) от своего имени и за счет клиента, и (или) от своего имени и в интересах клиента, не являющегося резидентом Республики Беларусь, в порядке и на условиях, установленных фондовой биржей, без открытия обособленного структурного подразделения иностранного юридического лица на территории Республики Беларусь в форме филиала и без наличия лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.

Справочно.
Листинг — это процедура включения организатором торговли ценными бумагами эмиссионных ценных бумаг в котировальный лист. Здесь и далее под организатором торговли ценными бумагами понимается фондовая биржа.

Иные изменения, вносимые в постановление № 76

Иные изменения, вносимые в постановление № 76, обеспечивают:

  • приведение используемой в постановлении № 76 терминологии в соответствие с Законом № 197;
  • совершенствование процедуры раскрытия текстов предложений о покупке (скупке) акций, иных норм постановления № 76 с учетом правоприменительной практики.

Срок вступления в силу постановления (с 23 июля 2023 г.), указанный в проекте постановления, обусловлен вступлением в силу Закона № 197.

Выводы
1. Принятие постановления, по мнению Минфина, не повлечет негативных социальных, финансово-экономических и экологических последствий. Проектом постановления не предусмотрено введение новых административных процедур для физических лиц и организаций.
2. Реализация проекта постановления не повлечет изменения величины доходов, расходов республиканского и местных бюджетов, а также источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) республиканского и местных бюджетов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу.
3. Принятие проекта постановления обусловлено необходимостью внесения в постановления № 33 и № 76 изменений, относящихся к деятельности рынка ценных бумаг в связи с динамично развивающейся сферой правового регулирования рынка ценных бумаг и изменением законодательства.
4. Вносимые проектом постановления изменения согласуются с действующими законодательными актами, регулирующими деятельность рынка ценных бумаг, разработаны в их развитие и обеспечивают последовательность применения законодательства.

4106 Shape 1 copy 6Created with Avocode.