Вы на портале

Инвестиционная деятельность в новых условиях (комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8)

Инвестиционный договор может заключаться только в целях реализации проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики). Включены новые условия инвестиционного договора, нормативно оформлены случаи взыскания с инвесторов-нарушителей сумм предоставленных им льгот. Снят запрет на совершение сделок с создаваемыми объектами строительства до их государственной регистрации.
Обновлено
Тараканов Юрий

начальник управления государственной политики по привлечению иностранных инвестиций главного управления инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь

3652 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Президентом Республики Беларусь 12 ноября 2015 г. издан Декрет № 8 (далее — Декрет). Документ излагает в новой редакции Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

Опыт реализации инвестиционных договоров выявил проблемные моменты, которые влияли на ход реализации инвестиционных проектов. Анализ данных проблемных моментов, а также изменения, произошедшие в земельном, налоговом, таможенном и ином законодательстве, требовали урегулирования ряда вопросов. Все это легло в основу норм и положений Декрета, определило необходимость совершенствования порядка заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, механизма предоставления инвестору (инвесторам) и (или) организации, реализующей инвестиционный проект (далее — организация), льгот и (или) преференций при реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора, мер ответственности инвестора (инвесторов) и (или) организации при нарушении ими условий инвестиционного договора.

Итак, какие изменения нашли отражение в нормах Декрета?

1. Сделки с объектами строительства до их регистрации.

Важным и осознанным шагом навстречу бизнесу стало снятие запрета на совершение сделок с создаваемыми объектами строительства до их государственной регистрации.

2. Возмещение льгот и преференций при расторжении инвестиционного договора.

Актуальным вопросом для инвесторов, который требовал аккуратного и выверенного подхода, была необходимость возмещения льгот и преференций, уплаты штрафов (неустойки, пени) в связи с прекращением инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором своих обязательств по инвестиционному договору.

В Декрете этому вопросу уделено достаточно много внимания. Так, в п. 7 Декрета определено, что теперь каждый конкретный случай будет рассматриваться индивидуально, с учетом степени готовности объекта, предусмотренного инвестиционным договором, объема вложенных инвестиций и выполнения иных условий инвестиционного договора. После чего инвестор может быть освобожден от возмещения сумм льгот и преференций, уплаты неустойки (штрафа, пени), ему может быть предоставлена рассрочка (отсрочка) возмещения сумм льгот и (или) преференций и (или) уплаты неустойки (штрафа, пени).

Кроме того, в соответствии с подп. 6.1 п. 6 Декрета если условия инвестиционного договора нарушены инвестором не по его вине, а в связи с действиями или бездействием должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации), к такому инвестору не могут быть предъявлены требования о возмещении суммы льгот и (или) преференций и об уплате неустойки (штрафа, пени).

3. Неисполнение инвестором своих обязательств.

Очень сложной является проблема, вызванная неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору и изъятием у инвестора и (или) организации в порядке, установленном законодательством, земельного участка, предоставленного для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, на котором расположены не завершенные строительством незаконсервированные объекты, при отсутствии у инвестора, с которым прекращен инвестиционный договор, и (или) организации финансовых возможностей завершить строительство объекта.

В части второй подп. 6.3 п. 6 Декрета закреплено, что в целях продажи не завершенного строительством незаконсервированного объекта местный исполнительный комитет принимает соответствующее решение.

4. Изъятие у инвестора земельного участка.

Декретом вводится дополнительное основание для изъятия у инвестора и (или) организации земельного участка, предоставленного инвестору для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, без проведения аукциона. Данным основанием является прекращение инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору (подп. 6.2 п. 6 Декрета).

Напомним, что согласно Декрету без аукциона инвесторам могут предоставляться не только права аренды земельных участков, но и права проектирования и строительства, а также права собственности на земельные участки. При этом участки могут предоставляться только из перечней земельных участков для реализации инвестиционных проектов.

5. Ограничения, связанные со сменой учредителя инвестора.

Инвестору, реализующему инвестиционный проект, в случае внесения изменений и дополнений в связи со сменой собственника, состава участников после вступления в силу Декрета необходимо обратить внимание на абзац седьмой подп. 2.1 п. 2, которым предусмотрены ограничения, связанные со сменой учредителей инвестора (организации).

Инвестор обязан письменно уведомить государственный орган или исполком, заключившие инвестиционный договор, о реорганизации и (или) изменении собственника имущества, состава участников не менее чем за два месяца до даты их осуществления.

6. Сфера заключения инвестиционных договоров.

Инвестиционные договоры будут заключаться исключительно в приоритетных секторах экономики. На сегодняшний день актуальным является перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики), определенный Правительством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2014 № 197).

Кроме того, применение данной нормы необходимо для обеспечения обязательств Республики Беларусь в рамках Евразийского экономического союза в части таможенного регулирования.

Таким образом, можно отметить, что Декрет позволил снять ряд проблемных вопросов, стал более понятным как для инвесторов, так и для органов власти, что будет способствовать повышению эффективности данного института.

3652 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме