Судебная речь: что говорить?

Название: «Искусство речи на суде»
Издательство: «Сенатская Типография»
Год издания: 1910
Год выхода аудиокниги: 2007
Автор: Петр Сергеевич Пороховщиков (псевдоним П. Сергеич)

Автор книги «Искусство речи на суде» П.С. Пороховщиков широкую известность приобрел по большей части как литературовед и преподаватель, нежели как юрист. В годы учебы на юридическом факультете в Московском университете он имел честь обучаться у самого Анатолия Федеровича Кони. В конце 1920 г. П.С. Пороховщиков иммигрировал в США, где в последние годы своей жизни трудился профессором кафедры романских языков одного из американских университетов.

Сама книга состоит из 9 глав, в которые вплетены череды рассказов о речах защитников и представителей в судебных процессах. Местами эти рассказы лирические, но по большей части — бытовые. В ходе прочтения создается впечатление, что основной целью издания этой книги было донести до коллег, как сильно может повлиять качественная судебная речь даже по самому заурядному делу.

Автор проводит много параллелей между художественной литературой и настоящей жизнью. Цитирует произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и по результатам своих рассуждений приходит к выводу: «В литературе нет плохих сюжетов и в суде не бывает неважных дел и нет таких, в которых человек образованный и впечатлительный не мог бы найти основы для художественной речи». Из данной цитаты мы понимаем — чтобы стать превосходным судебным оратором, одного таланта мало. Нужно иметь широкий кругозор, уметь смотреть на действительность с разных точек зрения, проводить анализ проблемы с нескольких сторон, постоянно развиваться и черпать новые знания.

Основные вопросы, которыми задается автор, размышляя о речи на суде, — «о чем говорить?», «что говорить?» и «как говорить?». Казалось бы, универсальная инструкция давно известна: 1) докладываешь обстоятельства дела, 2) подкрепляешь их нормами права, 3) делаешь выводы. Но не тут-то было! Секретов раскрывать не буду — читайте и узнаете, какие бывают особенности психологического разбора обстоятельств, имеет ли значение нравственная, а не юридическая оценка ситуации и когда надо обращать внимание на время суток и обстановку, в которой докладывается речь.

Есть и забавные наблюдения, например, автор рекомендует раздумывать над позицией «на ногах» (так вроде бы лучше думается), читать дела вечерами по 2–3 раза, писать речь огромную, а говорить короткую, соглашаться с противником при определенных обстоятельствах, чтобы показать свое беспристрастие, и т.п.

Красной нитью сквозь строки произведения прослеживается, как грустит автор, когда судебная речь превращается в простое, логическое и тезисное рассуждение. Книга побуждает возродить в прениях эстетику, добавить творчества и величия, внести что-то возвышенное в самую обыкновенную историю, ведь на нашей стороне кроме правды есть еще и искусство.

Очевидно, что с даты издания книги до сегодняшних дней многое изменилось в судебном процессе и с некоторыми советами автора сейчас нельзя согласиться, но главное, что вы должны запомнить для чтения этого произведения: «прочитал — повтори!».

3711 Shape 1 copy 6Created with Avocode.