Ответ: Все зависит от содержания должностных обязанностей бухгалтера. Если в должностные обязанности (трудовой договор, контракт, должностная инструкция, ЛНПА) включена обязанность бухгалтера контролировать правомерность тех или иных выплат работникам (включая, например, выплату компенсации за отпуск), бухгалтер обязан потребовать у соответствующих должностных лиц документы, подтверждающие право на такую выплату.
При этом следует учитывать, что общие требования, предъявляемые к должности «Бухгалтер», не содержат обязанности знать трудовое законодательство и контролировать правильность его применения.
К сведению. Общие требования к должности «Бухгалтер» приведены в Выпуске 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности» (приложение 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159).
Так, в рассматриваемой ситуации для оценки правомерности выплаты денежной компенсации необходим анализ ряда положений ТК.
Согласно ст. 161 ТК замена отпуска денежной компенсацией допускается по соглашению между работником и нанимателем в части неиспользованного отпуска, превышающего 21 календарный день. В соответствии со ст. 174 ТК денежная компенсация за не использованную в связи с отзывом часть отпуска допускается при условии использования работником в текущем рабочем году не менее 14 календарных дней трудового отпуска.
В ст. 179 ТК указано, что при увольнении независимо от его основания работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, также может выплачиваться денежная компенсация.
В то же время ч. 3 ст. 161 ТК содержит ряд прямых запретов на замену отпуска денежной компенсацией в отдельных случаях. Дать правильную правовую оценку ситуации в таких случаях лицо, не обладающее юридическим образованием, как правило, не может.
Если в должностных обязанностях бухгалтера все же содержится обязанность контролировать правомерность выплат, можно порекомендовать обратиться к руководству со служебной запиской, в которой указать, что в силу отсутствия специального образования бухгалтер не может правильно оценить ситуацию, и уведомить руководство о необходимости привлечения юриста.
Так же следует поступить и в случае, если в должностных обязанностях бухгалтера отсутствует обязанность контроля, но бухгалтер сомневается в правомерности выплаты.
В любом случае бухгалтер обязан до выполнения приказа предварительно уведомить руководство о неправомерности выплат или о сомнениях в их правомерности.
Если же руководство настаивает на исполнении приказа, необходимо получить доказательство того, что бухгалтер довел до сведения руководства свои возражения (сомнения).
Отказ от исполнения приказа может быть обоснован только в том случае, если бухгалтер уверен в его неправомерности. Если же основания для выплаты компенсации окажутся правомерными, бухгалтер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.