Вы на портале

Исполнение приказа о замене отпуска денежной компенсацией

Вопрос: В бухгалтерию поступил приказ о выплате работнику денежной компенсации взамен неиспользованного отпуска. Обязан ли бухгалтер потребовать документы, подтверждающие право на замену отпуска денежной компенсацией, или он должен исполнить приказ руководства?

Кашин Роман
Кашин Роман

Юрист

6425 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Все зависит от содержания должностных обязанностей бухгалтера. Если в должностные обязанности (трудовой договор, контракт, должностная инструкция, ЛНПА) включена обязанность бухгалтера контролировать правомерность тех или иных выплат работникам (включая, например, выплату компенсации за отпуск), бухгалтер обязан потребовать у соответствующих должностных лиц документы, подтверждающие право на такую выплату.

При этом следует учитывать, что общие требования, предъявляемые к должности «Бухгалтер», не содержат обязанности знать трудовое законодательство и контролировать правильность его применения.

К сведению. Общие требования к должности «Бухгалтер» приведены в Выпуске 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности» (приложение 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159).

Так, в рассматриваемой ситуации для оценки правомерности выплаты денежной компенсации необходим анализ ряда положений ТК.

Согласно ст. 161 ТК замена отпуска денежной компенсацией допускается по соглашению между работником и нанимателем в части неиспользованного отпуска, превышающего 21 календарный день. В соответствии со ст. 174 ТК денежная компенсация за не использованную в связи с отзывом часть отпуска допускается при условии использования работником в текущем рабочем году не менее 14 календарных дней трудового отпуска.

В ст. 179 ТК указано, что при увольнении независимо от его основания работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, также может выплачиваться денежная компенсация. 

В то же время ч. 3 ст. 161 ТК содержит ряд прямых запретов на замену отпуска денежной компенсацией в отдельных случаях. Дать правильную правовую оценку ситуации в таких случаях лицо, не обладающее юридическим образованием, как правило, не может.

Если в должностных обязанностях бухгалтера все же содержится обязанность контролировать правомерность выплат, можно порекомендовать обратиться к руководству со служебной запиской, в которой указать, что в силу отсутствия специального образования бухгалтер не может правильно оценить ситуацию, и уведомить руководство о необходимости привлечения юриста. 

Так же следует поступить и в случае, если в должностных обязанностях бухгалтера отсутствует обязанность контроля, но бухгалтер сомневается в правомерности выплаты.

В любом случае бухгалтер обязан до выполнения приказа предварительно уведомить руководство о неправомерности выплат или о сомнениях в их правомерности.

Если же руководство настаивает на исполнении приказа, необходимо получить доказательство того, что бухгалтер довел до сведения руководства свои возражения (сомнения). 

Отказ от исполнения приказа может быть обоснован только в том случае, если бухгалтер уверен в его неправомерности. Если же основания для выплаты компенсации окажутся правомерными, бухгалтер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. 

6425 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме