Использование изображения товарного знака в публикации без разрешения его владельца
Вопрос: Правомерно ли использование изображения товарного знака в публикации без разрешения его владельца?
Вопрос: Правомерно ли использование изображения товарного знака в публикации без разрешения его владельца?
Ответ: Да, правомерно.
Однако следует иметь в виду, что в некоторых случаях такая публикация может быть признана нарушением прав как владельца товарного знака, так и иных лиц. Во избежание проблем необходимо учесть следующее.
1. Законодательство о товарных знаках.
Нарушением исключительного права на товарный знак признается использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, без разрешения владельца товарного знака, выражающееся в совершении действий, предусмотренных п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания», в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Беларусь.
Один из видов использования товарного знака — это использование в рекламе. Таким образом, если публикация может быть воспринята читателем как рекламная и у читателя может сложиться мнение, что в статье упоминаются товары или услуги владельца товарного знака, то такая публикация может быть признана нарушением. Во внимание будет принята однородность товаров, указанных в свидетельстве на товарный знак, и товаров, указанных в публикации (вероятность того, что потребитель посчитает, что эти товары производятся одним и тем же производителем).
Однако в случае с общеизвестным товарным знаком реальная конкуренция (или ее отсутствие) между владельцем товарного знака и лицом, указанным в публикации, может не иметь значения — определяющим будет именно ассоциация между владельцем знака и нарушителем в сознании потребителя.
2. Законодательство об авторском праве.
По общему правилу у товарного знака нет автора. Однако в качестве товарного знака могут использоваться объекты, охраняемые авторским правом независимо от существующей охраны товарного знака. Товарный знак может совпадать, например, с названием известного в Республике Беларусь литературного произведения, цитатой из такого произведения, фрагментом произведения искусства. В такой ситуации правомерность использования изображения товарного знака будет оцениваться с точки зрения авторского права, например, если товарный знак совпадает с цитатой, то было ли такое цитирование правомерным.
3. Законодательство о противодействии недобросовестной конкуренции.
Товарные знаки играют ключевую роль в предпринимательской деятельности. Именно они помогают производителям осуществлять индивидуализацию своих товаров, а потребителям — найти и выбрать необходимый им товар. Товарные знаки могут обладать значительной ценностью в силу их известности и репутации.
Например, в случае с общеизвестными товарными знаками они могут быть основным, наиболее дорогим активом предприятия. По этой причине публикация, осуществленная конкурентом владельца товарного знака, не соответствующая действительности и наносящая ущерб репутации товарного знака или его владельца, будет являться нарушением прав такого владельца.
Таким образом, если публикация, в которой используется товарный знак, носит информационный характер, то проблем с таким использованием, как правило, не возникает. Проблемы могут возникнуть, если публикация носит рекламный или коммерческий характер либо когда сам товарный знак используется автором публикации способом, запрещенным законодательством.