Вы на портале

Изложение Закона в новой редакции — шаг на пути реформирования законодательства о нотариате

В январе в новой редакции был изложен Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности». О том, зачем потребовалось изменять Закон, как эти изменения отразятся на работе субъектов хозяйствования и каковы планы по дальнейшему реформированию законодательства о нотариате, мы спросили у председателя Белорусской нотариальной палаты Натальи Владимировны Борисенко.

Обновлено
Войтович Геннадий
Войтович Геннадий

заместитель директора по правовым вопросам ООО «Термогранд», к.ю.н.

2089 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В январе в новой редакции был изложен Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности»*. О том, зачем потребовалось изменять Закон, как эти изменения отразятся на работе субъектов хозяйствования и каковы планы по дальнейшему реформированию законодательства о нотариате, мы спросили у председателя Белорусской нотариальной палаты Натальи Владимировны Борисенко.

* См. Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 355-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности». — Прим. ред.

— Наталья Владимировна, какую цель преследовал законодатель, изложив Закон о нотариате и нотариальной деятельности в новой редакции?

— Главная цель Закона в том, чтобы аккумулировать основы организации нотариата в одном нормативном правовом акте.

До изложения Закона в новой редакции основу нормативного регулирования составляли Указ № 523* и непосредственно Закон. Указ, которым утверждено Положение об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь, определял организационные формы осуществления нотариальной деятельности, вопросы взыскания нотариального тарифа, получения доступа к профессии и пр. А все, что касалось непосредственно правил совершения нотариальных действий, регулировалось прежней редакцией Закона. Сейчас же положения Закона приведены в соответствие с Указом № 523, а также усовершенствованы отдельные нормы, касающиеся правил совершения нотариальных действий.

— Как эти изменения коснутся субъектов хозяйствования?

— Детально рассмотреть все новеллы Закона в рамках данного интервью не представляется возможным. Если говорить о наиболее существенных изменениях, то я бы в первую очередь отметила расширение задач нотариата. В новой редакции Закона, в частности, в качестве задачи нотариата закреплено «нотариальное удостоверение сделок, бесспорных прав и фактов в целях придания им юридической достоверности и обеспечения стабильности гражданского оборота».

Для субъектов хозяйствования это означает, что если законодательство не предусматривает обязательное нотариальное удостоверение сделки, но стороны все-таки ее удостоверили, то они могут рассчитывать на то, что при возникновении судебного спора в глазах суда такой договор будет представляться более достоверным и его будет сложнее оспорить. Однако стоит отметить, что в части доказывания процессуальное законодательство, в частности ХПК, к сожалению, не предоставляет нотариальным договорам какого-либо преимущества. Подчеркну, что мы не разделяем такой подход. Мы планируем защищать и отстаивать позицию, согласно которой нотариальные акты должны иметь большую доказательственную силу, чем, например, договоры в простой письменной форме.

— Одна из новых задач нотариата в новой редакции Закона сформулирована как «оказание юридической помощи». За какой юридической помощью субъекты хозяйствования могут обратиться к нотариусу?

— Сразу скажу, что вопросы, по которым оказывают юридическую помощь нотариусы, не пересекаются с вопросами, которые решают адвокаты в рамках оказания юридической помощи. То есть мы не можем консультировать, например, по вопросам, связанным с каким-то конкретным корпоративным спором. Мы будем оказывать помощь только в части вопросов, связанных с совершением нотариальных действий: порядок, процедура, правовые последствия совершения нотариальных действий и т.п. Например, субъект хозяйствования сможет получить у нотариуса юридическую помощь по вопросу совершения исполнительной надписи.

Юридическая помощь оказывается платно. Тарифы определены актом законодательства**. За оказание юридической помощи тариф составляет от 0,3 до 1 базовой величины, в зависимости от вида нотариального действия, в отношении которого дается консультация. То есть это весьма доступная услуга для субъектов хозяйствования. 

— Вы затронули очень важный вопрос, а именно совершение нотариусами исполнительных надписей. В данной части имеются какие-то нововведения?

— Да, безусловно. Например, нотариусы в целях совершения исполнительной надписи получили право запрашивать персональные данные должников. Так, в заявлении, которое подает взыскатель для совершения исполнительной надписи, должны быть указаны определенные данные о должнике. Если взыскатель по каким-либо причинам не может предоставить эти данные, то нотариус вправе запросить их самостоятельно. Речь идет о персональных данных граждан, включая индивидуальных предпринимателей. Получение данных осуществляется через запрос в регистр населения. При этом для такого запроса не требуется письменного разрешения самого должника.

— Какие еще изменения Вы бы хотели отметить?

— Я бы хотела отметить развитие в Законе такого инструмента, как депозит нотариуса. Закон уточнил процедурные вопросы (открытие специального счета, зачисление средств и пр.), в результате чего нотариусы смогут обеспечить возможность заинтересованным лицам прибегнуть к такому способу надлежащего исполнения должником своих обязательств, как внесение денежной суммы или ценных бумаг в депозит нотариуса (ст. 308 ГК). Надеюсь, что и субъекты хозяйствования начнут пользоваться этим механизмом. Хотя стоит отметить, что ст. 308 ГК позволяет использовать депозит только при определенных условиях (например, при уклонении кредитора от принятия исполнения или иной просрочке с его стороны). Возможно, что со временем мы придем к тому, что сможем использовать депозит нотариуса при расчетах по любым сделкам по желанию сторон, так как опыт соседних стран показывает, что этот механизм достаточно востребован и широко применяется.

Также хочется отметить изменения в части совершения такого действия, как свидетельствование подлинности подписи переводчика на документах, которые изложены на иностранном языке. На практике субъекты хозяйствования часто обращались за совершением такого действия. Раньше мы не могли принять в производство документ, составленный за пределами Республики Беларусь, без легализации либо проставления апостиля.

Сейчас же Закон установил, что при свидетельствовании подлинности подписи переводчика на документах, оформленных за границей, проставление апостиля либо легализация таких документов не требуется. Однако стоит помнить, что Закон не отменяет требования о необходимости легализации (проставления апостиля) документов, если такие требования установлены иными нормативными правовыми актами. Иными словами, свидетельствование нотариусом подлинности подписи переводчика на таком документе не исключает необходимости его легализации. Например, Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования*** предусматривает, что если учредителем является иностранная организация, то для создания коммерческой организации в регистрирующий орган необходимо представить легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса такой организации.

Также можно упомянуть об изменениях, которые коснулись отмены нотариально удостоверенной доверенности. Теперь это можно сделать у любого нотариуса, а не только у того, который удостоверил саму доверенность. Изменилась и процедура отмены.

— Изложение Закона в новой редакции — шаг на пути реформирования законодательства о нотариате. Поделитесь, пожалуйста, дальнейшими планами Белорусской нотариальной палаты в данной части.

— Впереди у нас достаточно серьезная работа. В настоящий момент работаем, в частности, над правовым регулированием единой электронной системы учета нотариальных действий и наследственных дел. Мы должны ввести данную систему с 1 января 2017 г. В Законе этот вопрос по большому счету регулируется только одной статьей. Полагаем, что в дальнейшем после разработки и внедрения системы потребуется более детальное правовое регулирование. А в настоящее время специалисты Белорусской нотариальной палаты разрабатывают предложения для Министерства юстиции Республики Беларусь по определению порядка внесения нотариусами сведений в единую электронную систему и предоставления из этой системы сведений.

Внедрение системы даст возможность вести единый электронный реестр нотариальных действий и наследственных дел, нотариусы при совершении нотариальных действий оперативно получат достоверную информацию из различных информационных ресурсов и предоставят необходимую информацию после совершения нотариального действия, что позволит улучшить организацию нашей работы. Например, нотариус при удостоверении сделки с недвижимым имуществом через электронное информационное пространство не только истребует и получит необходимые для удостоверения сделки документы, но и сможет по просьбе заинтересованных лиц оперативно передать документы в организацию по государственной регистрации для совершения регистрационных действий по сделкам с недвижимым имуществом.

— А что Вы можете сказать о таких нотариальных действиях, как удостоверение корпоративных документов? Каким Вы видите развитие этого инструмента в дальнейшем?

— Действительно, относительно недавно в законодательстве появилось такое нотариальное действие, как удостоверение факта достоверности документа, принятого при создании хозяйственного общества (например, протокола учредительного собрания), либо документа органа управления хозяйственного общества (например, протокола общего собрания).

Так, если у учредителей не получается найти общий язык при принятии значимых для юридического лица решений или имеется определенное недоверие между членами коллегиального органа управления юридического лица, то они могут пригласить нотариуса для участия в заседании этого коллегиального органа. Нотариус, как незаинтересованное лицо, обеспечит достоверность того или иного решения. Он зафиксирует факты и выдаст соответствующее подтверждение. В частности, нотариус проверит достоверность указанных в документе сведений о дате, времени и месте проведения заседания; о вопросах повестки дня, вынесенных на голосование; о форме проведения заседания и форме голосования по вопросам повестки дня; об итогах голосования по каждому вопросу повестки дня и принятых на заседании решениях.

Удостоверение факта достоверности документа, принятого при создании хозяйственного общества, документа органа управления хозяйственного общества эффективно в тех случаях, когда есть определенные предпосылки, что относительно принятых на таком собрании решений могут иметь место судебные споры. 
В этом случае оспорить принятое решение будет достаточно сложно, поскольку нотариус не просто присутствует на заседании коллегиального органа или собрании учредителей как своего рода «независимый свидетель», он также проверяет полномочия органа управления хозяйственного общества по решению вопросов, вынесенных на заседание, и устанавливает личность лиц, принимающих участие в заседании по вопросу о создании хозяйственного общества, в заседании органа управления хозяйственного общества, полномочия представителей, а также наличие кворума для проведения заседания органа управления хозяйственного общества.

Практика показывает, что в настоящее время субъекты хозяйствования редко используют данный инструмент, хотя, например, в России это очень востребовано. В будущем, возможно, и мы внесем предложение о том, чтобы на законодательном уровне обязать субъектов хозяйствования проводить общие собрания участников по отдельным вопросам в присутствии нотариусов с последующим удостоверением соответствующих решений. В данном случае речь может идти об отдельных наиболее важных и «судьбоносных» для хозяйственного общества решениях, таких как избрание исполнительного органа, изменение размера долей в уставном фонде и пр.

— Спасибо, Наталья Владимировна, что поделились своим мнением по данному вопросу.

* Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.2013 № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь». — Прим. ред.

** См. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2013 № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов». — Прим. ред.

*** Утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Беседу вел Геннадий ВОЙТОВИЧ, редактор журнала «Юрист»

 

Будут ли ограничены премии (бонусы) в розничной торговле продовольственными товарами?

17 февраля 2016 г. журнал «Юрист» при поддержке Министерства экономики Республики Беларусь провел круглый стол на тему «Бонусы (вознаграждения, скидки, платы, премии) в отношениях между сетевыми магазинами и производителями/поставщиками продовольственных товаров: существование и механизмы регулирования».

Предметом обсуждения стал проект указа «О некоторых вопросах ограничения размеров торговой премии (бонуса) и платы за оказание услуг по продвижению товаров».

На круглом столе присутствовали представители Министерства торговли, Министерства экономики, Ассоциации розничных сетей, производителей, поставщиков, субъектов торговли, юридических компаний.

Отчет о заседании будет размещен в журнале «Юрист».

2089 Shape 1 copy 6Created with Avocode.