Вы на портале

Реестр движимого имущества, обремененного залогом (комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 No 539)

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 539

Обновлено
Александр Шевченко
Александр Шевченко

Главный специалист главного юридического управления Национального банка Республики Беларусь, доцент УО «БИП – Институт правоведения»

2985 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

По данным Группы Всемирного банка, залоговый реестр действует более чем в 60 государствах мира. Для Республики Беларусь создание информационного ресурса, где можно получить сведения о движимом имуществе, обремененном залогом, является нововведением. Помимо информации о залогодателе, залогодержателе и конкретном имуществе будущий реестр будет определять приоритетность удовлетворения требований залогодателей из заложенного имущества при последующем залоге.

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 539 «О реестре движимого имущества, обремененного залогом» (далее — Указ № 539) вступает в силу с 1 сентября 2016 г. (за исключением отдельных норм) и предусматривает создание в Республике Беларусь реестра движимого имущества, обремененного залогом (далее — реестр). Оператором и владельцем реестра выступит научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем».

Указ № 539 издан для решения следующих задач:

  1. обеспечение информированности участников гражданского оборота об обременении движимого имущества залогом;
  2. установление очередности удовлетворения требований залогодержателей за счет стоимости движимого имущества, выступившего предметом последующего залога, по дате внесения информации о залоге в реестр и совершенствование правового регулирования отношений последующего залога в целом;
  3. повышение рейтинга Республики Беларусь в исследовании Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса».

Имущество, информация о котором включается в реестр

В реестр подлежит внесению информация о залоге движимого имущества (далее — информация), которое в соответствии с законодательством может быть предметом залога, возникающего как в силу договора, так и на основании акта законодательства. Отметим, что внесение информации в реестр не влияет на вступление в силу или действительность договора о залоге движимого имущества.

Другими словами, в реестр вносятся сведения об обременении залогом любого имущества, не относимого согласно ст. 130 ГК к недвижимому, в частности автомобилей, оргтехники, мебели и др., причем как индивидуально-определенных вещей, так и вещей, определяемых родовыми признаками (ст. 138 ГК).

В реестр не могут быть включены сведения об имуществе, которое не подлежит обременению залогом (часть первая п. 1 ст. 317 ГК). Например, это имущество, изъятое из оборота, и др. Также не подлежат внесению в реестр сведения о залоге имущественных прав (дебиторская задолженность, право аренды, доля в уставном фонде общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью), а также о залоге любого движимого имущества в отношениях, регулируемых бюджетным, налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, о ценных бумагах. В частности, исходя из абзаца третьего п. 5 Указа № 539, в реестр не будут вноситься сведения об обременении залогом транспортных средств и иного имущества при обеспечении исполнения обязательств по облигациям, а равно об обременении залогом акций, облигаций и иных ценных бумаг (подп. 1.4-1 и 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»).

Включение в реестр сведений об иных обременениях (удержание, рента, арест, финансовая аренда (лизинг) и др.) Указом № 539 не предусмотрено.

На внесение информации в реестр, ее изменение и исключение из реестра не требуется согласия залогодателя, а на предоставление информации из реестра — согласия залогодателя и залогодержателя.

Механизм внесения информации в реестр

Основные вопросы функционирования реестра раскрыты в Указе № 539, а детальное регулирование его работы будет обеспечено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь. Реестр будет функционировать в форме информационной системы, доступ к которой обеспечивается круглосуточно посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет (далее — сайт).

Обязанность по внесению информации в реестр, ее изменению и исключению из реестра возложена на залогодержателей и реализуется 3 способами:

  1. самостоятельно: на сайте необходимо создать учетную запись с использованием регистрационного кода, отправленного автоматически на абонентский номер сотовой подвижной электросвязи, указанный на сайте при создании учетной записи;
  2. через обращение к нотариусу;
  3. через обращение к оператору и владельцу реестра.

Доступ к реестру для внесения в него информации, ее изменения или исключения из реестра открыт для залогодержателей на безвозмездной основе. Однако это, по нашему мнению, не исключает возмездного характера услуг нотариусов, а также оператора и владельца реестра по совершению вышеупомянутых действий.

При внесении информации в реестр указываются сведения о залогодержателе, залогодателе, предмете залога и договоре о залоге. По итогам внесения информации в реестр предмету залога присваивается регистрационный номер.

Оспаривание информации, содержащейся в реестре

Если для залогодержателей изменение внесенной в реестр информации и ее исключение из реестра является в определенных случаях обязанностью, то для отдельных субъектов это является правом, которое может быть осуществлено:

  1. любым лицом, обнаружившим в реестре информацию, не соответствующую действительности и нарушающую чьи-либо права и законные интересы;
  2. залогодателем в случае неисполнения залогодержателем обязанности по изменению информации, содержащейся в реестре (при изменении сведений, указанных при внесении в реестр информации), или по ее исключению из реестра (при прекращении права залога).

Указанные лица могут обратиться к оператору и владельцу реестра на безвозмездной основе либо самостоятельно внести в реестр отметку о возражении против содержащейся в нем информации.

Предоставление информации из реестра

По общему правилу предоставление информации из реестра осуществляется на возмездной основе (подп. 2.10 п. 2 Указа № 539). Безвозмездно ее могут получить отдельные государственные органы, а также залогодержатели и нотариусы в отношении движимого имущества, информация о залоге которого внесена ими в реестр, и судебные исполнители по находящимся у них на исполнении исполнительным документам.

Заинтересованное лицо может получить информацию посредством сайта или путем обращения к оператору и владельцу реестра. При предоставлении информации указываются сведения о залогодателе и залогодержателе, предмете залога и его регистрационном номере, договоре о залоге, а также об отметках о возражении против информации, содержащейся в реестре.

Определение приоритета залогодержателя

На основе информации, содержащейся в реестре, в случае последующего залога определяется приоритет залогодержателя на удовлетворение своих требований по отношению к правам и законным интересам других залогодержателей за счет одного и того же движимого имущества залогодателя. При этом под приоритетом залогодержателя понимается право последнего на получение удовлетворения из стоимости движимого имущества, обремененного залогом, преимущественно перед другими залогодержателями, имеющими право на получение удовлетворения за счет его стоимости. Иными словами, на основании реестра будет устанавливаться очередность удовлетворения требований залогодержателей при последующем залоге движимого имущества. Порядок удовлетворения требований залогодержателей с учетом очередности, установленной на основании реестра (порядок реализации приоритета залогодержателя), на наш взгляд, подлежит урегулированию в ст. 323 ГК путем приведения ГК в соответствие с Указом № 539.

Залогодержатели, которые не внесли информацию в реестр либо внесли в него неполную (за исключением технических ошибок) и (или) недостоверную информацию, вправе удовлетворить свои требования после удовлетворения требований залогодержателей, которые внесли полную и достоверную информацию в реестр. Таким образом, такие залогодержатели не получают (утрачивают) приоритет. При этом очередность удовлетворения данных требований в отношениях между собой определяется по дате заключения договора о залоге либо возникновения иного обстоятельства, с которым законодательство либо договор связывает возникновение права (подп. 2.9 п. 2 Указа № 539).

Практические вопросы

Рассмотрим ситуации, с которыми субъекты хозяйствования могут столкнуться на практике.

Ситуация 1.

Предшествующим договором о залоге запрещен последующий залог движимого имущества (п. 2 ст. 323 ГК). Предшествующий залогодержатель не внес информацию в реестр. Залогодатель в нарушение указанного запрета передал движимое имущество в последующий залог, причем последующий залогодержатель внес информацию в реестр.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 332 ГК в случае нарушения залогодателем правил о последующем залоге предшествующий залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства, а если его требование не будет удовлетворено, обратить взыскание на предмет залога. Наличие в законодательном акте данного последствия нарушения п. 2 ст. 323 ГК не позволяет сделать вывод о ничтожности договора последующего залога на основании ст. 169 ГК. Буквальное прочтение части первой подп. 2.9 п. 2 Указа № 539 говорит о том, что, не внеся информацию в реестр, предшествующий залогодержатель утратил свой приоритет. Таким образом, он сможет удовлетворить свои требования из стоимости заложенного имущества только после последующего залогодержателя. Помимо предъявления залогодателю требований, предусмотренных подп. 1 п. 2 ст. 332 ГК, предшествующий залогодержатель может также требовать возмещения убытков (ст. 14 и 364 ГК).

Ситуация 2.

Движимое имущество, проданное на условиях последующей оплаты, находится в залоге у продавца (п. 5 ст. 458 ГК). Продавец не внес информацию в реестр. Покупатель передал данное имущество в залог банку, который внес информацию в реестр.

Залог возник на основании акта законодательства в отношении товара, проданного в кредит (п. 3 ст. 315, п. 5 ст. 458 ГК). В соответствии с подп. 2.4 п. 2 Указа № 539 информация о товаре подлежит внесению в реестр. Поскольку предшествующий залогодержатель (продавец) не исполнил эту обязанность, он сможет удовлетворить свои требования за счет стоимости предмета залога после удовлетворения требований банка, который данную обязанность надлежащим образом исполнил (часть первая подп. 2.9 п. 2 Указа № 539).

Ситуация 3.

Информация о движимом имуществе внесена в реестр. При этом налоговый орган (в случае задолженности залогодателя по платежам в бюджет) или судебный исполнитель (в случае задолженности залогодателя перед контрагентом) наложили арест на это имущество.

Как определено подп. 2.1 п. 2 Указа № 539, в реестр вносится информация только о таком виде обременений движимого имущества, как залог. На основании очередности внесения информации в реестр устанавливается очередность удовлетворения требований залогодержателей при последующем залоге движимого имущества. Указ № 539 не регулирует отношения, связанные с наложением ареста на имущество, а также не изменяет установленную законодательством очередность удовлетворения требований о взыскании по исполнительным документам между залогодержателями с одной стороны и иными кредиторами — с другой.

Договоры о залоге движимого имущества до вступления в силу Указа № 539

Действие Указа № 539 распространяется на отношения залога движимого имущества, возникшие до его вступления в силу и существующие на дату его вступления в силу. Залогодержатели по таким отношениям обязаны до 01.03.2017 внести необходимую информацию в реестр. Неисполнение данной обязанности влечет утрату приоритета залогодержателя.

Представляется, что работа с реестром позволит банкам расширить круг объектов движимого имущества, принимаемого ими в залог, что, как следствие, должно повысить доступность кредитных ресурсов для граждан и бизнеса. Применение реестра повысит информированность о фактах залога движимого имущества и правовую культуру участников гражданского оборота, а также степень их вовлеченности в использование информационных технологий. Кроме того, внедрение реестра должно обеспечить повышение рейтинга Республики Беларусь в исследовании Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса».

2985 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме