Ответ: Существенное изменение обстоятельств может выступать в качестве основания для изменения договора на государственную закупку в следующих случаях:
- достижение сторонами соглашения об изменении договора;
- по решению суда с учетом требований законодательства.
Внесение изменений в одностороннем порядке поставщиком не предусмотрено.
Так, согласно ст. 421 ГК при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, допускается внесение изменений в договор. Существенным изменением обстоятельств являются:
- изменение, которое повлекло бы заключение договора на совершенно иных условиях;
- изменение обстоятельств, при наличии которых стороны бы не заключили договор, если бы могли их предвидеть.
Стороны могут самостоятельно договориться о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами. В случае недостижения согласия решение об изменении договора может принять суд, но только в исключительных случаях (когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях).
Обратиться в суд может заинтересованная сторона (поставщик либо заказчик). Поставщику как заинтересованной в изменении договора стороне необходимо обосновать, по какой причине договор подлежит именно изменению, а не расторжению. Например, если предметом договора является газо-, электро-, водо-, теплоснабжение, полагаем, что его расторжение может быть признано противоречащим общественным интересам. Помимо этого, необходимо будет доказать наличие одновременно следующих условий:
- при заключении договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
- причины изменения обстоятельств поставщик не мог преодолеть после их возникновения даже при должном уровне добросовестности и осмотрительности;
- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для поставщика такой ущерб, что он в значительной степени лишился бы того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора;
- из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет поставщик.
Законодательство о государственных закупках также предусматривает конкретные случаи, когда в договор могут быть внесены изменения. Хотя такие случаи скорее не могут быть признаны существенным изменением обстоятельств, поскольку связаны с предпринимательским риском. При этом стоит учитывать, что изменение договора в указанных случаях может происходить только по соглашению сторон.
В частности, Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) предусмотрено, что по согласованию с заказчиком поставщик вправе изменить договор в части поставки товаров, являвшихся предметом государственной закупки, при обоснованной невозможности исполнения такого договора. При этом показатели или характеристики новых товаров, поставляемых взамен товаров, указанных в договоре, должны быть аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями или характеристиками изначальных товаров (ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона).
Также случаи изменения договора поименованы в подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»» (далее — постановление № 395). Помимо прочего, такие случаи касаются:
- изменения в 2022 г. цены договора, если такие изменения невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки в отношении товаров (работ, услуг), указанных в приложениях 1-2 и 4 к постановлению № 395, и сырья для их производства. При этом поставщик должен подтвердить размер изменения цены договора соответствующим расчетом;
- изменения в 2022 г. сроков исполнения обязательств поставщиком, порядка оплаты, если такие изменения невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. При этом поставщик должен обосновать невозможность исполнить обязательства без изменения условий договора.
Более того, постановление № 395 также предусматривает возможность изменения срока исполнения обязательств поставщиком в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения иного основания — обстоятельств непреодолимой силы.