Отстранение от работы
Подпункт 3.4 п. 3 Декрета № 5 дополнен новыми положениями, которые предоставляют право руководителям организаций незамедлительно отстранять работника от работы.
Напомним, что наниматель не вправе самостоятельно на локальном уровне закрепить какие-либо основания, по которым работника можно или следует отстранить от работы.
В новой редакции подп. 3.4 п. 3 Декрета № 5 и в ч. 5 ст. 49 ТК указано, что наниматель имеет право незамедлительно отстранять работника от работы:
— при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, до устранения нарушений;
— в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.
Справочно.
Согласно ч. 1 ст. 49 ТК отстранением от работы является временное недопущение работника к исполнению своих трудовых обязанностей. Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица.
Последнее основание для отстранения относительно новое, наниматель имеет право применять его с 30.06.2021 (с момента вступления в силу изменений в ТК).
Новое основание увольнения, которое отнесено к дискредитирующим
Подпункт 6.14-1 п. 6 Декрета № 5 дополнен новым основанием, признаваемым дискредитирующим обстоятельством увольнения.
К нему отнесено основание увольнение, предусмотренное п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК, то есть нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.
Рассматриваемое основание увольнения применяется без учета требований ст. 43 и 46 ТК, поскольку оно не относится к основаниям увольнения по инициативе нанимателя. Однако увольнение по этому основанию является одновременно мерой дисциплинарного взыскания (п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК), то есть при увольнении по п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК следует соблюсти требования главы 14 ТК.
Справочно.
С 24.10.2021 нужно дополнительно соблюсти и требования Декрета № 5, в частности, до увольнения работника провести проверку допущенных им нарушений, результаты которой оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника.
Прием на работу лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам
В примечаниях к ч. 2 п. 9 Декрета № 5 приведено определение характеристики, а по сути, требование к ее содержанию и форме.
Для целей Декрета № 5 под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Справочно.
С 24.10.2021 для целей Декрета № 5 необходимо использовать за основу форму характеристики, установленную Совмином.
Согласование назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности должно осуществляться на основании мотивированного ходатайства и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние 5 лет, которые должны соответствовать требованиям, установленным ч. 2 п. 9 Декрета № 5.
Запрос характеристики и сведений о правонарушениях
Увеличен срок выдачи характеристики
В соответствии с ч. 1 п. 11 Декрета № 5 увеличен срок выдачи характеристики. Так, согласно обновленной норме наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 7 (а не 5, как ранее) календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
Необходимо отметить, что в настоящее время ч. 3 ст. 26 ТК сохраняет прежний срок. Так, наниматель вправе при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
В данном случае возникает коллизия между нормативными правовыми актами. С учетом ст. 70 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» в случае коллизии нормативных правовых актов субъекты правоотношений обязаны руководствоваться предписаниями нормативного правового акта большей юридической силы, а согласно ст. 23 данного Закона в случае расхождения Декрета или Указа с законом последний имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. То есть в данном случае действуют сроки, указанные в Декрете № 5, а именно 7 календарных дней.
Введена обязанность запрашивать характеристики с прежних мест работы
Согласно новой ч. 2 п. 11 Декрета № 5 при приеме на работу в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей) которых находится в государственной собственности (далее — государственная организация), наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:
• характеристику с предыдущего места работы работника;
• характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;
• сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно.
То есть с 24.10.2021 при приеме на работу в государственную организацию наниматели обязаны запрашивать характеристики у всех работников.
Заметим, что в данном случае речь идет о двух разных характеристиках, которые, полагаем, не исключают друг друга. Так, одна характеристика — с предыдущего (последнего) места работы работника, а вторая — из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет.
То есть если у работника последним местом работы являлась государственная организация, то ему достаточно одной характеристики. Если же последнее место работы — это негосударственная организация, а у работника в течение предшествующих 5 лет была занятость (по трудовому договору) в государственной организации, то нужно еще предоставить характеристику и из такой организации.
Если работник в течение предшествующих 5 лет нигде не работал, то все равно нужно запросить характеристику с предыдущего места его работы независимо от срока, который прошел с даты увольнения.
Дополнительно при приеме (назначении) на руководящие должности наниматель обязан запрашивать сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях. Заметим, что согласно п. 11 Декрета № 5 в рассматриваемом случае такие сведения предоставляются бесплатно.
Справочно.
В настоящее время порядок получения сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909 «О функционировании единой государственной системы регистрации и учета правонарушений» и утвержденным им Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений.
Нарушение установленного Декретом № 5 порядка приема на работу
В п. 12 Декрета № 5 нарушение порядка приема на работу, установленного Декретом № 5, определено как грубое нарушение трудовых обязанностей.
В новой редакции п. 12 Декрета № 5 закреплено, что нарушение предусмотренного Декретом порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков выдачи характеристик признается грубым нарушением трудовых обязанностей.
Также предусмотрено, что виновные действия должностных лиц, указанные в ч. 1 п. 12 Декрета № 5, повлекшие причинение ущерба государственной собственности или существенного вреда государственным (общественным) интересам, при наличии соответствующих оснований влекут ответственность в соответствии с УК.
Заметим, что в новой редакции п. 12 Декрета № 5 говорится о нарушениях не руководителя организации, а должностных лиц в целом. То есть расширен перечень лиц, неправомерные действия которых могут признаваться грубым нарушением трудовых обязанностей. Также, по сути, расширен перечень случаев такого нарушения. Ранее это, как правило, было нарушение порядка приема на руководящие должности, а с 24.10.2021 таковым будет являться прием на работу в государственные организации без запроса характеристики и т.п.
Справочно.
Новая редакция п. 12 Декрета № 5 — это второе по счету упоминание в законодательных актах грубого нарушения трудовых обязанностей (в целом, а не только в отношении руководителей организации).
ЧЕК-ЛИСТ
Что должен сделать наниматель с 24.10.2021?
❒ При приеме кандидата на работу в организации, перечень которых предусмотрен в Декрете № 6, запрашивать характеристику с предыдущего места работы, характеристику из госорганизаций, являвшихся местом работы работника в течение предшествующих пяти лет, а также сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности.
❒ Выдавать характеристику при поступлении соответствующего запроса в течение 7 календарных дней.
❒ Так как увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК (нарушения в части работы с персональными данными) отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения, наниматель обязан до увольнения работника по данному основанию провести проверку допущенных им нарушений, результаты которой оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника.