Изменения в ликвидации «неправильно» зарегистрированных субъектов хозяйствования

На рассмотрении в государственных органах находится проект Декрета Президента о внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» в части признания недействительной регистрации субъектов хозяйствования, указавших при регистрации недостоверные данные. Мы попросили прокомментировать предлагаемые изменения экспертов в области корпоративного права из ведущих юридических компаний и адвокатских бюро Республики Беларусь, партнеров конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2015».

Обновлено
Редакция портала "Юрист"
Редакция портала "Юрист"
3827 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Комментирует Константин Михель, управляющий партнер адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и партнеры»:

— К несомненным достоинствам проекта Декрета следует отнести:

  • указание на то, что предоставление заведомо ложных сведений, как основание для недействительности госрегистрации, должно носить умышленный характер;
  • введение возможности оценки судом обстоятельств нарушения при решении вопроса о признании регистрации недействительной (с учетом характера допущенного нарушения, наличия ущерба, причиненного государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иных обстоятельств);
  • установление срока давности по искам о недействительности госрегистрации в 3 года (хотя целесообразно было бы сократить этот срок до 6 месяцев).

К несомненным недостаткам можно отнести сохранение принципа коллективной ответственности всех участников хозяйственного общества в виде признания недействительной регистрации. Целесообразно было бы перейти к персональной ответственности конкретного участника, который предоставил недостоверные сведения при госрегистрации. Например, ввести для него административную ответственность за предоставление недостоверных сведений. Как правило, бремя негативных последствий при признании регистрации недействительной ложится прежде всего на трудовой коллектив, добросовестных участников и кредиторов юрлица.

Комментирует Виктория Михневич, юрист ИООО «Сорайнен и партнеры»:

— В целом изменения, предложенные для внесения в Декрет № 1 и касающиеся порядка признания государственной регистрации субъектов хозяйствования недействительной, оцениваем положительно. В частности, наиболее ожидаемыми улучшениями являются:

  • установление критериев существенности для нарушений, которые могут быть основанием для признания государственной регистрации недействительной. Дополнительно стоило бы определить размер ущерба, признаваемого существенным для данных целей;
  • предоставление суду, рассматривающему дело, возможности оценить допущенные нарушения и принять решение с учетом всех существенных обстоятельств.

Вместе с тем, к сожалению, рассматриваемым проектом Декрета не затронуты положения, касающиеся ликвидации коммерческих организаций по основанию нарушения порядка формирования уставного фонда.

В соответствии с действующими положениями коммерческая организация может быть ликвидирована в случае нарушения порядка формирования уставного фонда, что подразумевает под собой как грубые нарушения (например, невнесение вкладов в уставный фонд вообще), так и такое незначительное нарушение, как формирование уставного фонда с опозданием на пару недель.



3827 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме