Вы на портале

Изменения в порядке расчетов: проект постановления

На Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь с 28 июля по 6 августа 2023 г. проходило общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров и Национального банка «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее — проект постановления).

Лимож Николай

Юрист

4186 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Цели подготовки проекта постановления

Целями подготовки проекта постановления являются:

— создание условий для увеличения доли безналичных расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;

— урегулирование отдельных вопросов использования автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов (далее — автоматы) для продажи товаров (в том числе подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и (или) средствами идентификации), выполнения работ, оказания услуг;

— внедрение механизма выдачи платежного документа в электронном виде субъектами хозяйствования, использующими при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг специальную компьютерную систему (далее — СКС).

Меры, направленные на увеличение доли безналичных расчетов

Развитие безналичных расчетов является одним из важнейших элементов регулирования денежно-кредитной сферы. Проведение безналичных расчетов имеет для государства такие преимущества, как сокращение налично-денежного оборота и объемов ненаблюдаемой экономики.

В частности, проектом постановления предусмотрена обязанность субъектов торговли использовать карточные платежные терминалы (платежные терминалы) в объектах и при осуществлении видов деятельности, определенных в приложениях 1 и 1-1 к проекту постановления. 

Справочно.
В период с 2012 по 2022 г. перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели устанавливают и используют карточные платежные терминалы, расширен следующими объектами (видами деятельности):
— кассовые залы станций метрополитена;
— санатории, автомобили-такси;
— диагностические станции, осуществляющие технический осмотр транспортных средств;
— объекты технического обслуживания и ремонта автомобилей;
— дистанционная торговля (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме) и др.

С целью расширения возможности осуществлять расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги с помощью банковских платежных карточек, а также увеличения доли безналичных расчетов проектом постановления предусматривается расширение перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы, путем включения в указанный перечень следующих объектов (видов деятельности):

  • разносная торговля;
  • оказание услуг и продажа товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
  • осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
  • выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
  • автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении;
  • автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);
  • объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену;
  • оказание услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств;

Внесение в указанный перечень видов деятельности, связанных с осуществлением автомобильных перевозок пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси), обусловлено динамичным развитием механизма оплаты с помощью QR-кода, а также предоставлением гражданам возможности дополнительного выбора способа оплаты за проезд.

В связи с поступающими в Министерство по налогам и сборам обращениями граждан в части отсутствия возможности при оказании услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств оплаты в безналичной форме проектом постановления предусмотрено внесение данного вида деятельности в перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели устанавливают и используют платежные терминалы.

В соответствии с абз. 2 подп. 2.10 п. 2 проектом постановления юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1-1, при приеме платежей в свой адрес используют платежные терминалы в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг.

Справочно.
Платежный терминал – программное или программно­-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.

Совершенствование порядка приема средств платежа с использованием автоматов 

Порядок использования кассового и иного оборудования (в том числе платежных терминалов) при приеме средств платежа определен Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденным постановлением № 924/16 (далее — Положение).

В настоящее время главой 5 Положения предусмотрены особенности использования автоматического электронного аппарата, автомата при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В последние годы рынок автоматов претерпел значительные изменения в связи с развитием технологий в сфере приема платежей в безналичной форме. Большинство автоматов в настоящее время оборудовано как минимум устройствами, позволяющими принимать платежи с использованием банковских платежных карточек, отдельные автоматы позволяют принимать платежи с использованием иных форм безналичных расчетов (QR-коды и др.).

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в главу 5 постановления № 924/16, предполагающих совершенствование порядка использования автоматов, а также полноценный учет выручки (наличной и безналичной) субъектов хозяйствования, использующих такие автоматы. В частности, проектом постановления вносятся изменения в подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16, предусматривающие, что:

— юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2018 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают платежи в свой адрес наличными денежными средствами с использованием автоматов с установленным средством контроля налоговых органов либо с установленной программной кассой и (или) взаимодействующих с программной кассой, размещенной в центре обработки данных оператора программной кассовой системы;

— юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают платежи в свой адрес наличными денежными средствами и (или) в безналичной форме, в том числе при использовании иных платежных инструментов и (или) электронных денег с использованием автоматов с установленной программной кассой и (или) взаимодействующих с программной кассой, размещенной в центре обработки данных оператора программной кассовой системы.

Если субъект хозяйствования использует автомат, обеспечивающий прием платежей только наличными денежными средствами, то в такой автомат должно быть установлено средство контроля налоговых органов и он должен быть подключен к системе контроля торговых автоматов (данное требование действует в настоящее время) либо в такой автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем.

Если субъект хозяйствования использует автомат, обеспечивающий прием платежей наличными денежными средствами и (или) в безналичной форме, то в такой автомат должна быть установлена программная касса (размещается на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем.

Введение указанной нормы является новацией и потребует от субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности автоматы, совершения ряда организационно-распорядительных действий: заключение договоров на использование программных касс с операторами программных кассовых систем, дооборудование автоматов такими программными кассами или обеспечение их взаимодействия с программными кассами, размещенными в центре обработки данных. 

Реализация возможности выдачи платежного документа в электронном виде

В настоящее время в соответствии с п. 15-1, абз. 2 п. 23 Положения при согласии покупателя (потребителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие кассовый аппарат или программную кассу, формируют и выдают покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде.

Исходя из абз. 7 приложения 3 к проекту постановления к кассовому оборудованию относится в том числе СКС.

В целях создания равных условий для всех субъектов хозяйствования, использующих кассовое оборудование, Положение дополняется п. 28-1, устанавливающим, что при согласии покупателя (потребителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие СКС, формируют и выдают покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде. Способ выдачи платежного документа в электронном виде определяется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, использующим СКС.

Выводы
Принятие проекта постановления позволит:
— создать условия для увеличения доли безналичных расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
— урегулировать отдельные вопросы использования автоматов для продажи товаров (в том числе подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и (или) средствами идентификации), выполнения работ, оказания услуг;
— внедрить механизм выдачи платежного документа в электронном виде субъектами хозяйствования, использующими при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг специальную компьютерную систему.

4186 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме