Закон об охране труда: усовершенствован понятийный аппарат
Закон претерпел ряд изменений. Большинство из них носит редакционный характер, но есть и некоторые существенные изменения:
1. Усовершенствован и приведен в соответствие с иными НПА понятийный аппарат.
Унифицировано понятие «правила по охране труда», введены понятия «наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью», «работы с повышенной опасностью» (ст. 1 Закона), детализировано понятие «требования по охране труда» (ст. 4 Закона).
В частности, указано, что требования по охране труда содержатся не только в технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, но и в технических регламентах Таможенного союза и ЕАЭС, локальных правовых актах (ст. 4 Закона).
Разработка и внедрение системы управления охраной труда являются основой государственной политики в области охраны труда (ст. 5 Закона), поэтому в Закон включено понятие «система управления охраной труда».
Чтобы избежать разночтения, в ч. 5 ст. 20 Закона словосочетания «производственной сферы» и «других сфер деятельности» заменены соответственно понятиями «сферы производства» и «сферы услуг».
Справочно.
Собирательные группировки «сфера производства» и «сфера услуг» установлены постановлением Министерства экономики, Национального статистического комитета, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 27.12.2013 № 97/262/73.
Исключено понятие «паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда», чтобы исключить дублирование и множественность составляемых планов по решению одних и тех же вопросов, а также излишнее увеличение расходов на охрану труда.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» утратил силу. Соответственно, из полномочий органов государственного управления и иных организаций, подчиненных правительству, исключен ведомственный контроль за подчиненными организациями. С учетом правоприменительной практики и для целей координирования взаимодействия их полномочия дополнены обязанностью по разработке систем управления охраной труда, регулирующих правоотношения в области охраны труда с подчиненными организациями (ст. 9 Закона).
Полномочия местных исполкомов дополнены полномочиями по разработке территориальных систем управления охраной труда, регулирующих правоотношения в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории (ст. 10 Закона).
3. Конкретизированы обязанности лиц, работающих по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, при реализации ими права на отказ от выполнения работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья, что дает возможность более широкого использования на практике права на такой отказ (ст. 11 Закона).
В целях приведения в соответствие с нормами ТК Закон дополнен двумя статьями — «Охрана труда работников-надомников» (ст. 16-1) и «Охрана труда домашних работников» (ст. 16-2).
4. Существенным дополнением норм Закона является распределение ответственности между собственниками за обеспечение соблюдения требований по охране труда при эксплуатации территорий, капитальных строений и сооружений и т.д.
Где | Несет ответственность |
---|
На территории организации | Собственник земельного участка, капитальных строений, другого недвижимого имущества, расположенного на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором (ст. 33 Закона) |
При эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений организации | Собственник капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, если иное не установлено гражданско-правовым договором (ст. 34 Закона) |
При эксплуатации производственного оборудования | Собственник производственного оборудования, если иное не установлено гражданско-правовым договором (ст. 35 Закона) |
Справочно.
Если территория, капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения, если иное не установлено настоящим Законом (ст. 17 Закона).
5. В ст. 20 Закона появилась однозначность трактовки права нанимателя на привлечение юридического лица (индивидуального предпринимателя) к оказанию услуг в области охраны труда только в случае отсутствия обязанности по введению должности специалиста по охране труда.
Устранен пробел, имевший место в части распределения расходов по проведению предварительного обязательного медицинского осмотра. Установлена императивная норма, согласно которой в случае оплаты потенциальным работником такого осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу (ст. 27 Закона).
Приведены в соответствие с Законом подзаконные нормативные правовые акты
В развитие Закона внесены изменения в следующие акты, принятые Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Минтруда).
1. Постановлением Минтруда от 30.04.2020 № 42 внесены изменения в Типовое положение о службе охраны труда организации (постановление Минтруда от 30.09.2013 № 98, далее — Положение):
— Положение дополнено таким критерием для установления структуры и численности службы охраны труда, как удаленность структурных подразделений друг от друга (п. 3);
— установлена обязанность ведения учета предписаний об устранении нарушений требований по охране труда в письменной форме (подп. 13.3 п. 13).
2. Постановлением Минтруда от 30.04.2020 № 44 внесены изменения в Инструкцию о порядке разработки и принятия ЛНПА, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) (утверждена постановлением Минтруда от 28.11.2008 № 176, далее — Инструкция № 176).
Инструкция № 176 дополнена обязанностью воспроизведения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в инструкциях по охране труда применительно к местным условиям, специфике профессий рабочих и (или) видов работ (услуг), деятельности (ст. 39 Инструкции № 176).
3. Наибольший практический интерес вызывают изменения в порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда. Постановлением Минтруда от 15.05.2020 № 51 утверждена новая Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях (далее — Инструкция № 51).
Инструкцией № 51 закреплены основные задачи контроля за соблюдением требований по охране труда (п. 4 Инструкции № 51 Понятие «виды контроля» не содержится , но установлено, кем и с какой периодичностью осуществляется контроль за соблюдением требований по охране труда.
Так, контроль осуществляется:
—руководителем организации или уполномоченным в соответствии с системой управления охраной труда его заместителем —ежеквартально с участием работников службы охраны труда (специалиста по охране труда), членов комиссии по охране труда, руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей, иных работников организации;
—должностными лицами, ответственными за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда, а также при выполнении отдельных видов работ, назначенными из числа работников, в непосредственном подчинении которых находятся другие работники, руководителей структурных подразделений, —ежедневно на рабочих местах, ежемесячно— в каждом структурном подразделении;
— работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда) —по мере необходимости в каждом структурном подразделении (пп. 5, 8 Инструкции № 51).
Справочно.
Иная периодичность осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда, но не реже одного раза в месяц, может быть установлена в соответствии с системой управления охраной труда в организациях сферы услуг и микроорганизациях (ч. 2 п. 8 Инструкции № 51).
В ходе осуществления ежедневного контроля непосредственными руководителями принимаются меры по устранению нарушений требований по охране труда (п. 12 Инструкции № 51).
Уменьшилось количество вопросов, проверяемых при проведении ежедневного, ежемесячного и ежеквартального контроля. Перечень этих вопросов изложен в пп. 9-11 Инструкции № 51. При ежемесячном контроле проверяются также вопросы, подлежащие проверке при ежедневном контроле, при ежеквартальном контроле проверке также подлежат вопросы, проверяемые при ежедневном и ежемесячном контроле.
Инструкция № 51 не содержит форму предписания, выдаваемого работниками службы охраны труда, но определяет перечень обязательной информации, которая должна в нем содержаться (п. 15 Инструкции № 51).
Установлено, что результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в журнал контроля за соблюдением требований по охране труда. Предусмотрена возможность ведения журналов контроля, выдачи, ведения и учета предписаний в электронном виде (п. 18 Инструкции № 51).
4. Постановлением Минтруда от 29.05.2020 № 54 внесены изменения в постановление Минтруда от 28.11.2008 № 175 о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее — постановление № 175).
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда изложена в новой редакции (далее —Инструкция № 54).
Скорректирован типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда (приложение 1 к постановлению № 175). Из перечня исключен п. 11 и включены пп. 2, 5, 12.
Справочно
Пункт 11 — «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Способы защиты и действия в чрезвычайных ситуациях. Пожарная безопасность. Обеспечение пожарной безопасности и противопожарного режима в организации. Пункт 2 — «Основные положения законодательства об охране труда». Пункт 5 — «Организация работы по управлению охраной труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками требований по охране труда». Пункт 12 — «Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности».
Установлено требование составления только одного перечня должностей служащих (профессий рабочих), которые должны проходить стажировку (ч. 1 п. 39 Инструкции № 54).
Справочно
Ранее требовалось наличие двух перечней: перечня профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, и перечня должностей специалистов, которые должны проходить стажировку.
В новой редакции изложены формы документов, которые ведутся с целью регистрации инструктажей, стажировки и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда:
— форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда;
— форма журнала регистрации инструктажа по охране труда;
— форма личной карточки по охране труда;
— форма удостоверения по охране труда.
5. Постановлением Минтруда от 29.05.2020 № 55 в постановление Минтруда от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» внесено следующее изменение: утверждена единая форма протокола проверки знаний по вопросам охраны труда для всех комиссий.