Вы на портале

Изменения в закупках за счет собственных средств

Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2020 № 717 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» 

Дата вступления в силу: 13.12.2020


10 декабря 2020 г. Совет Министров Республики Беларусь с целью стимулирования закупок отечественных товаров и совершенствования отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств принял постановление № 717 (далее — постановление № 717), которым были внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229).

Остановимся на наиболее актуальных изменениях законодательства о закупках за счет собственных средств.

Лойша Андрей
Лойша Андрей

Адвокат 

23542 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:

Справочно.
С текстом постановления № 717 можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/постановление717.

Дополнен перечень случаев проведения процедуры закупки из одного источника

Постановление № 717 предусматривает, что процедура закупки из одного источника может применяться в случае, если организация осуществляет приобретение товаров собственного производства у их производителя. Отметим, что право на проведение закупки из одного источника установлено именно в отношении товаров, а не работ или услуг.

Документом, подтверждающим собственное производство товара, является сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 постановления № 717).

Расширен перечень сведений, указываемых в приглашении к участию в конкурентных процедурах закупок

Как и ранее, приглашение к участию в любом виде конкурентных процедур закупок размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». 

Справочно.
Сайт www.icetrade.by является интернет-версией информационной системы «Тендеры», обеспечивающей проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) на конкурентной основе.

Основная задача ресурса — обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, осуществляемых белорусскими субъектами хозяйствования.

Постановлением № 717 определено, что приглашение, кроме ранее предусмотренных сведений, дополнительно должно содержать:

— ориентировочную стоимость предмета закупки;

— указание начальной цены электронного аукциона, если она определяется на основании ориентировочной стоимости предмета закупки, или указание на то, что начальная цена электронного аукциона определяется по наименьшей цене из предложений участников, допущенных к торгам.

Изменены минимальные сроки для подготовки и подачи предложений

Постановлением № 717 изменены минимальные сроки для подготовки и подачи предложений, исчисляемые со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры»:

Расширен перечень сведений, указываемых в документации о закупке

Документация о закупке обязательно формируется в случае проведения конкурентных видов процедур закупок и должна содержать сведения, определенные порядком закупок за счет собственных средств. 

Справочно.
Перечень сведений, которые должны быть обязательно указаны в документации о закупке, закреплен в подп. 2.8 п. 2 постановления № 229.

Постановлением № 717 предусмотрено, что документация о закупке дополнительно должна содержать:

— условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары;

— условия применения преференциальной поправки.

Установлена обязанность применения преференциальной поправки при проведении конкурентных процедур закупок товаров.

Постановлением № 717 п. 2 постановления № 229 дополнен подп. 2.8-1, в котором регулируются условия и порядок применения преференциальной поправки при проведении конкурентных процедур закупок товаров, а также случаи ее неприменения. 

Так, при проведении процедур закупок, за исключением процедуры закупки из одного источника, применяется преференциальная поправка в размере 15 % в случае предложения участником процедуры закупки товаров, происходящих из Республики Беларусь, а также стран, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. 

Важно.
Обязанность по применению преференциальной поправки установлена именно в отношении закупок товаров, а не работ или услуг.

Изменен порядок закупки товаров стоимостью свыше 2000 БВ согласно приложению 3 к постановлению № 229

К участию в процедуре закупки товаров согласно приложению 3 к постановлению № 229 стоимостью свыше 2000 БВ допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Республики Беларусь, а также государств, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. 

Справочно.
Условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, устанавливаются в документации о закупке (абз. 38 подп. 1.1 п. 1 постановления № 717).

Отметим, что для закупки товаров стоимостью свыше 2000 БВ в соответствии с приложением 3 к постановлению № 229, происходящих не из Республики Беларусь, а также государств, товарам из которых предоставляется национальный режим, требуется согласование Комиссии по вопросам промышленной политики (далее — Комиссия).

Необходимость согласования была предусмотрена и ранее, однако в постановлении № 229 был указан конкретный список государств, товары из которых допускались к закупкам без согласования с Комиссией.

Постановлением № 717 урегулировано, что для целей подтверждения страны происхождения товара резидент в случае предложения к поставке иностранного товара вправе представить документ о происхождении товара, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой.

Справочно.
Портал «Продукция и услуги Республики Беларусь» доступен по ссылке gskp.by.

Установлены условия допуска товаров иностранного происхождения по перечню и поставщиков, предлагающих такие товары (правило «третий лишний»)

Для дополнительной поддержки отечественных производителей постановление № 717 дополнило постановление № 229 приложением 3-1 «Перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах закупок», в который, в частности, включены одежда, сахар, ткани, обувь, мебель и т.д.

Так, товары согласно приложению 3-1 иностранного происхождения (за исключением происходящих из государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь) и поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника) в случае, если для участия в таких процедурах закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, и соответствующих требованиям документации о закупке (абз. 46 подп. 1.1 п. 1 постановления № 717).

Таким образом, постановлением № 717 предусмотрены ограничения по закупке импортных товаров, если в процедуре двумя и более участниками предложен товар, произведенный в Республике Беларусь либо в странах, которым предоставлен национальный режим (правило «третий лишний»). Данное правило успешно применяется в сфере госзакупок. 

Постановлением № 717 также определено исключение из правила «третий лишний»: условие допуска товаров иностранного происхождения не применяется в случае отсутствия производства закупаемого товара на территории Республики Беларусь, подтверждаемого сведениями из Государственной системы каталогизации продукции Республики Беларусь. Данные сведения оформляются в виде справки, подписанной уполномоченным лицом организации.

Изменены сроки размещения и состав сведений о результатах проведенных процедур

Теперь не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, организация размещает в информационной системе «Тендеры» сведения об общей стоимости договоров, заключенных в отчетном квартале по результатам процедур закупок, о проведенных в соответствии с требованиями постановления № 229, а также стране происхождения приобретаемых в рамках таких договоров товаров (работ, услуг). 

Дополнен перечень случаев, на которые не распространяется действие постановления № 229 (приложение 1)

В частности, постановлением № 717 определено, что действие постановления № 229 не распространяется на закупки у открытых акционерных обществ «Бумажная фабрика "Спартак"», «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», «Управляющая компания холдинга "Белорусские обои"» произведенного ими товара.

Изменены сроки заключения договора и размещения сообщения о результате конкурентной процедуры закупки

В случае, если стоимость закупки превышает 3000 БВ, договор может быть заключен не ранее чем через 5 рабочих дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки (ранее данный срок составлял 5 календарных дней). Сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 рабочих дней (ранее данный срок составлял 5 календарных дней) после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки.

23542 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме