Вы на портале

Как правильно составить ПУД

Вопрос: В перечне первичных учетных документов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 (далее — Перечень), установлены формы первичных документов. Есть ли какие-либо требования к форме и содержанию ПУД, которые не включены в указанный перечень?

Кашин Роман
Кашин Роман

Юрист

3536 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Есть обязательные требования к содержанию.

Действительно, в Перечень попали только 9 обязательных к соблюдению форм ПУД:

1) товарно-транспортная накладная;

2) товарная накладная;

3) приходный кассовый ордер;

4) расходный кассовый ордер;

5) акт о приеме-передаче основных средств;

6) акт о приеме-передаче нематериальных активов;

7) акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;

8) акт о передаче не завершенного строительством объекта;

9) акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.

Однако это не означает, что остальные ПУД, используемые субъектами хозяйствования, могут составляться ими без учета каких-либо требований законодательства.

Во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухучете) Национальным банком Республики Беларусь могут утверждаться формы ПУД, обязательные для Национального банка Республики Беларусь и иных банков Республики Беларусь.

К сведению.
Исходя из содержания постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов» и п. 4 ст. 10 Закона о бухучете форма ПУД, составляемого единолично, определяется организацией самостоятельно.

Во-вторых, в силу п. 4 ст. 10 Закона о бухучете республиканские органы государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь также могут утверждать формы ПУД, не указанные в Перечне или в п. 3 ст. 10 Закона о бухучете. 

В-третьих, организации, независимо от их формы собственности, также вправе самостоятельно утверждать свои формы ПУД, не указанные в Перечне или в п. 3 ст. 10 Закона о бухучете. 

Справочно.
Обращаем внимание, что формы ПУД, разработанные в организации, могут применяться наряду с формами ПУД, утвержденными республиканскими органами государственного управления.

Разработка и утверждение формы ПУД в организации должны проводиться с учетом требований п. 2 ст. 10 Закона о бухучете. А именно — ПУД должны содержать следующие сведения:

• наименование документа, дату его составления;

• наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Кроме обязательных сведений, указанных в п. 2 ст. 10 Закона о бухучете, разработанные организацией ПУД могут содержать и иные сведения, которые организация сочтет необходимыми.

Таким образом, законодательством установлен перечень сведений, который обязательно должен содержаться в ПУД, самостоятельно разработанных организациями. Каких-либо требований к форме таких ПУД законодательством не предусмотрено.

3536 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме