Содержание:
Какие проблемы возникают на практике?
Одной из проблем, с которыми сталкиваются розничные торговые сети, является затаривание складов, невостребованность предложенной к реализации продукции, что в свою очередь может оказать негативное влияние на финансовые результаты. Каждая из сторон пытается минимизировать свои риски, вводя собственные нормы в тексты договоров.
Учитывая диспозитивный характер гражданских правоотношений, основанный на равенстве сторон и возможности свободного формулирования условий договора, стороны вправе закрепить в договоре условие о том, что покупатель вправе вернуть товар, который он не реализовал.
Вместе с тем следует иметь в виду, что гражданские правоотношения могут порождать и, как правило, порождают отношения, которые регулируются иными отраслями права, например административным правом. Кроме того, сам законодатель в целях обеспечения баланса прав и интересов участников правоотношений может вводить определенные ограничения.
Также необходимо учитывать, что законодательство содержит определенные ограничения в части возможности возврата поставщику нереализованного товара.
В связи с указанным возникает вопрос о правомерности включения в договор условий о возврате товара, если такой товар не будет реализован потребителям до определенного срока.
Какие запреты устанавливает законодательство в части возврата товара?
Ограничения по возврату не реализованных в срок товаров установлены в отношении товаров, относящихся к продовольственным.
Так, согласно п. 5 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее — Закон) субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупных магазинов, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, запрещается навязывать контрагенту условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока.
Также субъектам розничной торговли запрещено заключение между собой договоров, по которым продовольственные товары передаются субъекту торговли для реализации третьему лицу без перехода к этому субъекту торговли права собственности на товары (договор комиссии, договор поручения и т.п.), за исключением заключения указанных договоров между субъектами торговли, входящими в одну группу лиц (подп. 2.3 п. 2 ст. 24 Закона).
Какое условие договора позволяет вернуть нереализованный товар?
В случаях, не запрещенных законодательством, стороны вправе предусмотреть в договоре возможность возврата товара при наступлении определенных обстоятельств. При этом от формулировки условия будет зависеть жизнеспособность соответствующей нормы.
К сведению.
Сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна (ст. 170 ГК).
Например, формулировка «возврат товара осуществляется по соглашению сторон» или «покупатель вправе вернуть нереализованный товар» не влечет правовых последствий, так как носит общий характер без конкретизации прав и обязанностей сторон. Для того, чтобы условие порождало правовые последствия, оно должно четко определять обстоятельства, при которых у поставщика возникает обязанность принять обратно товар и вернуть деньги, если они были уплачены. Обычно стороны устанавливают порядок действий, которые должны быть совершены для того, чтобы такое условие было реализовано на практике.
Пример формулировки:
«В случае нереализации товара в течение 30 дней с момента его получения поставщик в течение 3 рабочих дней с момента получения письменного уведомления покупателя обязан за свой счет вывезти товар. Денежные средства, полученные за такой товар, подлежат возврату в течение 7 календарных дней с момента его получения. В целях обеспечения исполнения обязанности получения товара возможно установление неустойки (пени, штрафа), взимание расходов на хранение и т.п., а также перенос риска утраты или повреждения имущества, если он перешел к покупателю».
Нюансы налогового законодательства
Как упоминалось ранее, возврат нереализованного товара влечет для субъекта розничной торговли не только гражданско-правовые, но и иные последствия, к которым можно отнести обязанность по уплате налогов.
Так, при возврате товара поставщику возникает вопрос, как с точки зрения налогового законодательства классифицируется такое действие — как возврат товара или как его «обратная» реализация?
В соответствии с п. 1 ст. 31 НК реализацией товаров признается отчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары или формы соответствующих сделок. Реализацией товаров могут признаваться также иные операции в случаях, предусмотренных НК или актами Президента Республики Беларусь.
Таким образом, по общему правилу под реализацией товара с точки зрения налогового законодательства понимается переход на него права собственности от поставщика покупателю.
К сведению.
Пунктом 2 ст. 31 НК определены случаи, при которых отчуждение не признается реализацией, то есть не влечет возникновения налоговых последствий.
Согласно п. 1 ст. 224 ГК переход права собственности на товар связан с моментом его передачи. Однако данная норма диспозитивна, то есть стороны могут самостоятельно определить, в какой момент произойдет переход права собственности. Так, при отсрочке, рассрочке оплаты переход права собственности увязывается с полным расчетом (ст. 458, 459, 461 ГК). Соответственно, до момента полного расчета поставщик остается собственником товара, и покупатель через определенное время возвращает товар собственнику без каких-либо последствий.
К сведению.
С учетом установленных требований по оформлению первичных учетных документов возврат товара сопровождается составлением ТН или ТТН (в зависимости от способа возврата). В соответствующем разделе накладной необходимо указать, что происходит возврат товара, с отражением реквизитов договора. При этом стоимость товара должна соответствовать стоимости, по которой товар был получен.
Вместе с тем могут иметь место ситуации, при которых право собственности переходит к покупателю. То есть произошла реализация товара, и поставщик отразил ее в налоговых декларациях. При этом сторонами в договоре было закреплено условие о возможном возврате такого товара.
Налоговое законодательство допускает возврат такого товара, не признавая его реализацией, но с последующей корректировкой налоговых обязательств поставщика (пп. 1,3 ст. 129, п. 13 ст. 168 НК).
Вместе с тем не следует забывать про положения п. 4 ст. 33 НК и право налоговых органов проводить оценку хозяйственных операций на предмет их обоснованности, экономической целесообразности, то есть наличия в соответствующих действиях деловой цели. В противном случае соответствующие действия могут быть расценены как действия, направленные на уклонение от уплаты налоговых платежей, со всеми вытекающими последствиями.
Выводы
1. Действующее законодательство допускает возможность возврата не реализованного в установленный срок товара как в случае перехода на него права собственности, так и в случае, когда такой переход не произошел, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством (например, при осуществлении торговли продовольственными товарами).
2. Налоговые последствия такого возврата определяются в зависимости от условий договора. В случае, когда договором возврат товара допускается, такие действия для покупателя не рассматриваются в качестве реализации.
3. В случае возврата нереализованного товара поставщик обязан провести корректировку налоговых платежей в установленном порядке.