Вы на портале

КоАП-2021: таможенные составы

Продолжаем серию публикаций, посвященных новому КоАП, который вступил в силу с 1 марта этого года. Ранее мы уже останавливались на трудовых, налоговых и антимонопольных составах. Теперь рассмотрим, что изменилось в части таможенных составов.

Михайлов Александр

Специалист таможенного дела


11558 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Изменения в составах таможенных правонарушений

Наиболее важные изменения, которые нашли отражение в новом Кодексе, представлены в таблице.

Норма КоАП-2021Состав правонарушенияСуть изменения
Пункт 2 ст. 10.15
Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов интеллектуальной собственностиИсключена ответственность за хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания
Статья 13.23
Нарушение ИП или юридическим лицом условия ввоза на территорию Беларуси нефтяного жидкого топлива (бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок) с территории государств – членов ЕАЭС, а равно нарушение требований к его транспортировке по территории Беларуси и хранениюВ КоАП-2021 отсутствует ответственность за перевозку по территории Беларуси более 100 литров нефтяного жидкого топлива сверх количества, находящегося в серийно установленных организацией-изготовителем топливных баках транспортных средств, используемых для его перевозки
Статья 14.8
Нарушение порядка или сроков исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица или требований взыскателей по платежам в бюджетРассматриваемый состав скомпилирован из ст. 13.10 и 13.11 КоАП-2003. Внесение платежей в бюджет осуществляется плательщиками посредством АИС ИДО — данное обстоятельство учтено в диспозиции ст. 14.8 КоАП-2021
Статья 15.2
Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаровС 1 марта не образует состава правонарушения утрата подлежащих представлению таможенному органу таможенных документов (коммерческих или транспортных, перевозочных документов, в отношении которых таможенными органами применены средства идентификации)
Статья 15.3
Покидание пункта ввоза или вывоза до завершения в отношении товаров таможенных операций, связанных с выпуском этих товаровАналогичная норма содержится и в КоАП-2003, но теперь привлечению к ответственности по данной статье не подлежат ИП и юридические лица
Статья 15.6
Нарушение условий и порядка использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, несоблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарамиТеперь к ответственности по статье могут быть привлечены только ИП или юридические лица
Статья 15.12
Изменение, удаление, уничтожение, замена, повреждение или утрата средств идентификацииСтатья дополнена квалифицирующим признаком: совершенные деяния должны привести к возможности доступа к товарам, находящимся под таможенным контролем
Статья 18.37
Нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных или крупногабаритных ТС (управление без специального разрешения или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонение от маршрута)Статья дополнена примечанием, согласно которому не является правонарушением управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным ТС в случаях, когда весовые или габаритные размеры ТС не превышают более чем на 5 % допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам общего пользования
Статья 24.11
Непредставление документов, отчетов и иных материаловСтатья дополнена примечанием, согласно которому правонарушением не является непредставление в установленный срок документов и т.д., если просрочка составила не более 3 рабочих дней
Статья 24.21
Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики БеларусьВ ч. 1 ст. 24.21 КоАП-2021 не предусмотрена ответственность за приготовление к совершению такого нарушения (по КоАП-2003 ответственность наступала и в случае покушения)


Остановимся подробнее на некоторых составах.

• Нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров.

Указанный состав был предусмотрен в ч. 4 ст. 12.17 КоАП-2003. 

Согласно примечанию к этой статье (теперь это статья 13.12) не являются правонарушением приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров, если в отношении данных хозяйственных операций ранее применены положения п. 4 ст. 33 НК. То есть в случае, когда основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога. 

Помимо этого, в отличие от КоАП-2003 не предусмотрено привлечение к ответственности по данной статье без документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при действительности документов.

• Недекларирование либо представление недостоверных сведений о товарах.

Аналогичный состав правонарушения был в ст. 14.5 КоАП-2003. Вместе с тем в статье появились дополнительные квалифицирующие признаки.

Согласно ч. 1 ст. 15.5 КоАП-2021 не будет образовывать состав правонарушения «недекларирование товаров», если это не могло послужить основанием для освобождения от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, или занижения их размера, или неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством или международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС. В частности, при отсутствии установленных запретов и ограничений не подлежат привлечению к ответственности лица за недекларирование незначительной стоимости (п. 2 ст. 136 или п. 2 ст. 225 Таможенного кодекса ЕАЭС), при недекларировании в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров, в отношении которых отсутствуют запреты и ограничения и не установлены вывозные таможенные пошлины.

Часть 3 ст. 15.5 теперь предусматривает ответственность в том числе за представление таможенному органу (при подаче заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары) недостоверных сведений, недействительных документов либо использование в этих целях поддельного средства идентификации, относящегося к другим товарам или транспортным средствам.

Также если по ч. 3 ст. 14.5 КоАП-2003 ответственность наступала, только если неправомерные действия послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, то ч. 3 ст. 15.5 КоАП-2021 предусматривает ответственность, если указанные действия послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, или занижения их размера. То есть к таким последствиям относится не только возможность неуплаты таможенных пошлин, налогов, но еще и возможность неуплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов. 

Помимо этого, ст. 15.5 КоАП-2021 дополнена ч. 4 и 5. Часть 4 предусматривает ответственность за совершение правонарушения в крупном размере (общая стоимость предметов правонарушения в 100 и более раз превышает размер базовой величины). Часть 5 устанавливает ответственность за представление при таможенном декларировании наличных денежных средств, подлежащих декларированию, недействительных документов, подтверждающих происхождение средств.

Справочно.
Под сопроводительными документами понимаются транспортные (перевозочные) и (или) грузосопроводительные документы, оформляемые при выполнении перевозки груза в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, международными договорами, а также международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Таможня как орган, ведущий административный процесс

Таможенные органы исключены из перечня органов, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями и их структурными элементами согласно КоАП-2021:

13.1 «Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации, вывоза из Республики Беларусь лома и отходов черных и цветных металлов» (соответствует ст. 12.29 КоАП-2003);

13.33 «Недобросовестная конкуренция» (ст. 11.26 КоАП-2003);

• ч. 9 ст. 13.22 — продажа юридическим лицом физическим лицам, въезжающим в Республику Беларусь из государства — члена ЕАЭС, в магазинах беспошлинной торговли, функционирующих в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС воздушным видом транспорта, табачных изделий в объеме более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), более 250 граммов табака или иных табачных изделий» (ч. 9 ст. 12.26 КоАП-2003).

Справочно.
Под органом, ведущим административный процесс, понимается государственный орган, в пределах своей компетенции рассматривающий и разрешающий дело об административном правонарушении, должностное лицо госоргана (государственной организации), в пределах своей компетенции составляющее протокол об административном правонарушении, и т.д.

Что больше не влечет административную ответственность?

С 1 марта не образуют состав административного правонарушения:

• непринятие перевозчиком мер в случае аварии, действия непреодолимой силы или при иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, выразившееся в неисполнении обязанности по сообщению в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров или по их перевозке (обеспечению перевозки) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом (ст. 14.11 КоАП-2003);

• нарушение требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 14.15 КоАП-2003);

• нарушение порядка обозначения зон таможенного контроля, осуществление производственной и иной коммерческой деятельности в пределах зон таможенного контроля, перемещение товаров, в том числе транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение является обязательным (ст. 14.16 КоАП-2003).

Еще раз к вопросу о вине

В КоАП-2021 не нашла отражение действовавшая в КоАП-2003 ст. 3.5 «Вина юридического лица». 

Вместе с тем ч. 2 ст. 4.6 КоАП-2021 устанавливает, что юридическое лицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции, с учетом специального условия, предусмотренного ч. 3 ст. 4.6 КоАП-2021, и данным лицом не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Привлечение к ответственности юрлица не освобождает от ответственности его виновное должностное лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо. 

В то же время следует обратить внимание, что согласно примечанию 2 к главе 15 КоАП-2021 при наличии поводов и оснований для начала административного процесса в отношении юридического лица за совершение административного таможенного правонарушения ведение процесса в отношении физического лица исключается. Очевидно, введение данной нормы обусловлено, с одной стороны, сложностью таможенного законодательства для понимания конкретными работниками юридических лиц, а с другой стороны, здесь учитывается то обстоятельство, что во внешнеэкономической деятельности работники юридических лиц действуют, как правило, в интересах этих лиц.


Дополнительно по теме:
>>Новицкий А. КоАП-2021: обзор изменений в сфере антимонопольного регулирования // Юрист. — 2021. — № 3.
>>Третьяк А. КоАП-2021: налоговые правонарушения // Юрист. — 2021. — № 4.
>>Сбитнева О. Нарушение законодательства о труде: какие изменения предусматривает новый КоАП? // Юрист. — 2021. — № 3.

11558 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме