Личные неимущественные права авторов: старые песни о главном?

В прошлом выпуске мы рассматривали историю о защите скульптором Артуро Ди Модико своего личного неимущественного права на неприкосновенность произведения. Сегодня вспомним и про другие неимущественные права, но уже в контексте работы с фрилансерами.

Пархимович Анастасия

Консультант Data Privacy Office

7728Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Зачастую при создании контента (изображений, текстов, видео- и аудиоматериалов) услуги автора требуются разово: стороны заключают договор на создание, предположим, рекламного ролика или звуковой дорожки для мобильного приложения и после исполнения заказа идут каждый своей дорогой. Такие отношения опосредуются гражданско-правовым договором: подряда или возмездного оказания услуг и уступки исключительного права (редко – лицензии). Однако не всегда стороны помнят о том, что кроме имущественных прав у автора есть также личные неимущественные права. Их особенность состоит в том, что они неотчуждаемы. О чем сторонам следует подумать “на берегу”?

Право авторства и право на имя

Право авторства означает право автора признаваться автором произведения. Самый распространенный способ нарушения права авторства – плагиат, то есть представление чужого произведения в качестве собственного. Кроме того, это право также можно нарушить, заявляя о том, что автор на самом деле не создавал произведение (отрицание авторства). Однако в рассматриваемой ситуации – при создании фрилансером произведения на заказ – право авторства нарушается редко. На стороне автора – договор с заказчиком, по которому автор обязуется создать некое произведение, а ведь в этом и состоит суть авторства.

Гораздо больший интерес представляет право автора на имя, то есть право разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). 

Дело в том, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» никак не регулирует вопрос выбора автором конкретного способа указания его имени. Когда автор должен сообщить заказчику о том, как его именовать? Насколько часто автор может менять свой выбор? Например, сегодня он предпочитает быть “Золотым драконом”, а завтра – “Александром Македонским”. Должен ли заказчик всякий раз изменять данные автора? И если да, то кто будет нести соответствующие расходы: автор, который реализует свое право, или заказчик, который вполне может столкнуться с “потребительским авторским экстремизмом”? Хороший вопрос, на который законодательство, увы, ответа не дает.

На практике поступают обычно так: стороны включают в договор условие о том, как именно будет указано имя автора, а также о том, что при желании автора поменять способ указания его имени он возместит заказчику все расходы на реализацию этого права. С одной стороны, право автора на имя не ограничено: он может реализовать его столько раз, сколько захочет. С другой стороны, интересы заказчика также защищены: ему не придется терять деньги из-за явного злоупотребления со стороны автора.

Право на неприкосновенность произведения

Право на неприкосновенность произведения защищает произведение от сокращений, изменений, дополнений и искажений. Это право позволяет сохранить чистоту авторского замысла, то есть без согласия автора заказчик не сможет вносить изменения в произведение (хотя это может быть необходимо, например, при адаптации произведения для определенной аудитории). 

Заказчику следует получить согласие автора на внесение в произведение изменений, дополнений и сокращений (согласие может быть частью договора). Согласие может быть как общим (на внесение любых изменений и дополнений), так и частным (например, на сокращение произведения с обязательным сохранением определенных эпизодов – для целостности сюжетной линии). Кроме того, стороны могут оформлять согласие отдельно для каждого конкретного случая внесения изменений (с описанием того, какие именно изменения вносятся).

Право на обнародование и право на отзыв произведения

Автору также принадлежит право на обнародование – первое представление произведения публике. Как правило, в договоре на создание произведения указывается, как именно будет использоваться произведение (например, на сайте заказчика или в рекламном ролике), то есть разрешение автора на опубликование произведения подразумевается. 

Однако важно помнить: если произведение не является служебным, автор может реализовать свое право на его отзыв, то есть отказаться от принятого ранее решения об обнародовании произведения. Закон предусматривает, что в этом случае автор должен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры. В договоре стороны могут предусмотреть порядок действий при принятии автором решения об отзыве произведения: кто, как и в какие сроки будет изымать из оборота отозванные экземпляры. Следует также предусмотреть компенсацию, которую автор будет обязан уплатить заказчику при принятии решения об отзыве. Такая компенсация не ограничивает права автора, а защищает заказчика от злоупотреблений: ведь заказчик заплатил за создание произведения и возможность его использовать. Вместо уплаты компенсации договор может предусматривать возврат (частично или полностью) вознаграждения за создание произведения и предоставление лицензии (уступку исключительного права).

Важно! Уступка исключительного права не затрагивает личные неимущественные права автора. Автор вправе реализовать любое из личных неимущественных прав даже тогда, когда исключительное право перешло к заказчику в полном объеме.

7728Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Всегда ли место постоянного нахождения руководителя организации совпадает с местом нахождения последней? Очевидно, нет. На практике сплошь и рядом встречаются ситуации, к...
№ 3 март 2022
2844