Вы на портале

Ликвидация стала проще или это только иллюзия?

Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их ликвидации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2017 № 500 (далее — Положение), предоставило возможность аудиторам оказывать услуги по независимой оценке деятельности субъектов хозяйствования при их ликвидации, а субъектам хозяйствования — обращаться за такими услугами. Рассмотрим, какие вопросы могут возникнуть у субъектов хозяйствования на практике.

Обновлено
Шилак Вероника
Шилак Вероника

ООО «Юридическая компания ЮКОН»

9344 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Общий порядок ликвидации компании, а также порядок защиты кредитора (с образцами документов).

Независимую оценку деятельности субъектов хозяйствования при их ликвидации можно сравнить с проверками, которые проводят государственные органы и организации при ликвидации субъектов хозяйствования, но в упрощенной форме и в более короткие сроки. При этом важно отметить, что независимая оценка проводится на основании документов, которые предоставит собственник субъекта хозяйствования, индивидуальный предприниматель, а не на основании сведений, предоставленных уполномоченными государственными органами и организациями.

Шаг 1. Выбор аудитора

На практике возникает вопрос: обладает ли тот или иной аудитор такими навыками, как проверка исчисления и уплаты налогов, чтобы он мог провести оценку? К сожалению, это предугадать невозможно.

Справочно.
Перечни аудиторов, которые могут проводить независимые оценки деятельности субъектов хозяйствования при их ликвидации, публикуются на сайте Министерства финансов Республики Беларусь. На данный момент в списках аудиторов  — индивидуальных предпринимателей указано 57 позиций, а в перечне аудиторских организаций — 44 позиции.

Шаг 2. Определение объема работы аудитора

После выбора аудитора, к которому вы хотели бы обратиться, необходимо провести переговоры и выделить границы для работы аудитора. Под выделением границ работы мы понимаем определение периода времени, который аудитор должен проверить.

Согласно Положению при оказании аудиторами услуг по независимой оценке правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, а также наличие (отсутствие) у юридического лица или индивидуального предпринимателя непрекращенных обязательств перед таможенными органами должны быть проверены за 3 календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о ликвидации, а также за период с начала текущего календарного года до даты принятия решения о ликвидации, но не более чем за период с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя до даты принятия им решения о ликвидации.

При оказании аудиторами услуг по независимой оценке наличие фактов привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам устанавливается за период с даты государственной регистрации индивидуального предпринимателя до даты принятия им решения о прекращении деятельности.

Разумеется, лица, которые обратились за получением независимой оценки от аудитора, могут запросить провести оценку и за более поздние периоды осуществления хозяйственной деятельности. Вопрос будет стоять только в сроке исполнения работ (который не может превышать установленный законодательством) и стоимости.

Шаг 3. Заключение договора с аудитором

Далее заключается договор между сторонами. В законодательстве нет конкретных требований к данному договору, однако целесообразно прописать в нем перечень вопросов, которые должен рассмотреть аудитор. Со стороны ликвидируемого субъекта хозяйствования договор заключает один из собственников юридического лица или индивидуальный предприниматель.

Шаг 4. Принятие решения о ликвидации и подготовка документов

После того, как заключен договор на оценку, принимается решение о ликвидации и в установленном законодательством порядке подается заявление о ликвидации в уполномоченный орган со сведениями о ликвидаторе и сроках ликвидации. Считаем необходимым для юридических лиц указать в решении (протоколе) участника(ов), что принято решение об обращении за услугами к аудиторам по проведению независимой оценки деятельности субъектов хозяйствования при их ликвидации.

На данный момент форма заявления о ликвидации также изменена. Была добавлена графа, в которой необходимо отметить, заключался ли договор аудиторских услуг по независимой оценке деятельности юридического лица при его ликвидации. При этом в самом заявлении не указываются сведения о том, с каким аудитором заключен договор на такой вид услуг. Но при подаче документов о ликвидации субъекта хозяйствования необходимо будет предоставить регистрирующему органу и договор с аудитором.

Справочно.
Форма заявления о ликвидации утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 (приложение 5).

Отметим еще одно важное, на наш взгляд, изменение. Теперь регистрирующий орган самостоятельно направляет в журнал «Юстиция Беларуси» информацию о ликвидации субъекта хозяйствования. Ранее это обязаны были делать ликвидаторы. Считаем, что такое изменение актуально, поскольку часто ликвидаторы забывали опубликовывать сведения. В связи с этим в открытом доступе отсутствовала информация о том, кто был назначен ликвидатором, и заинтересованные кредиторы должны были запрашивать выписки из ЕГР.

Шаг 5. Проведение аудитором проверки

Для проведения аудита аудитору должны быть переданы все необходимые документы по акту приема-передачи.

Одним из упущений данного способа проверки является то, что аудитор не может запрашивать необходимые сведения у государственных органов и организаций для проведения полного аудита, чтобы была возможность проверить правильность переданных документов по ликвидации субъекта хозяйствования. Можно согласиться с государственными органами в том, что в соответствии с Положением аудитор не является уполномоченным лицом субъекта хозяйствования или представителем и они не имеют права предоставлять ему какие-либо сведения. Отсюда следует, что аудитор просто проводит проверку по имеющимся документам без сверки с государственными органами и организациями, что в будущем может привести к дополнительной проверке.

После проведения аудита аудитор составляет два документа: аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке.

Отчет и заключение должны быть переданы ликвидатору или собственнику субъекта хозяйствования, индивидуальному предпринимателю в количестве не менее 5 штук. Само аудиторское дело должно храниться у лица, которое провело оценку, в течение 5 лет с момента передачи заключения и отчета представителю ликвидируемого субъекта хозяйствования.

Справочно.
Аудиторское заключение составляется по форме, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.08.2017 № 22. Этим же постановлением утверждена Инструкция о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке.

Шаг 6. Предоставление документов в государственные органы

После того, как аудитор передал аудиторское заключение и отчет ликвидатору или собственнику имущества, оно должно быть предоставлено в налоговый, таможенный органы и РУП «Белгосстрах». Положение ограничило срок, в который могут быть предоставлены заключение и отчет — теперь он составляет 20 рабочих дней с момента подачи заявления о ликвидации в регистрирующий орган.

В случае, если при проверке будет выявлено, что имеются недоплаты в государственный бюджет, у собственников будет еще 10 дней для самостоятельного погашения имеющихся задолженностей.

Еще одним упущением является то, что аудитор не проверяет правильность начисления и уплаты взносов в Фонд социальной защиты населения. Эта государственная организация проводит проверку самостоятельно на основании имеющихся у нее сведений, а также на основании сведений, которые предоставлены на проверку ликвидатором. Следовательно, затрачивается время на проведение данной проверки.

В последующем налоговый и таможенный органы, РУП «Белгосстрах» направляют справки в регистрирующий орган на основании выданных аудитором заключений и отчетов. Однако вышеуказанными органами может быть выявлена необходимость проведения дополнительной проверки. Это и есть самый спорный момент, который обсуждают как государственные органы, так и сами аудиторы.

Основания для дополнительных проверок со стороны государственных органов и организаций предусмотрены п. 2 Положения. Можно предположить, что дополнительных проверок в отношении субъектов хозяйствования, которые вели активную хозяйственную деятельность, не избежать в части налоговой проверки. Однако это не затронет так называемые «нулевые» организации, то есть те, которые практически не осуществляли хозяйственную деятельность или не осуществляли ее вовсе.

Выводы

К недостаткам данного способа проверки деятельности компании при ликвидации можно отнести следующие:

  • затраты на оказание аудиторских услуг;
  • отсутствие гарантий того, что дополнительная проверка со стороны государственных органов и организаций не будет проводиться;
  • отсутствие гарантий того, что для полной проверки со стороны аудитора будет достаточно тех документов, которые имеются у субъекта хозяйствования.

К положительным сторонам можно отнести:

  • сокращение срока проведения ликвидации «нулевых» компаний;
  • появление возможности самостоятельно, без давления со стороны государственных органов выплатить выявленные в ходе оценки неуплаченные налоги, сборы, пошлины и исполнить иные обязательства;
  • минимизация обращений в государственные органы и организации.

Справочно.
Остаются нерешенными следующие вопросы:
— сможет ли аудитор проводить проверку начисления и уплаты взносов в ФСЗН в будущем;
— сможет ли аудитор являться представителем ликвидируемой организации и обращаться в государственные органы за получением необходимой информации и сведений для проведения независимой оценки;
— появится ли ответственность за несвоевременное предоставление аудитором аудиторского заключения и отчета;
— будет ли расширяться перечень оснований для проведения дополнительных проверок.

9344 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме