К таким выводам, анализируя вопросы о правовой природе лизинга, пришли представители министерств и ведомств, органов контроля и надзора, а также ведущих адвокатских бюро на круглом столе «Лизинг: в ожидании законодательных корректировок», организованном редакцией журнала «Юрист» и Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.
С учетом современных реалий бизнеса все чаще в международной практике применяются смешанные договоры, сочетающие в себе не один предмет регулирования, выражая собой цепочку взаимосвязанных обязательств, среди которых сложно определить превалирующие. Законодательство должно быть актуальным для применения, а судебная практика — формироваться с учетом норм, содержащих полное толкование понятий и исчерпывающих принципов правовой природы.
Стоит обратить внимание на опыт российского законодателя в части изменения правовой природы лизинга. Так, возможен вариант закрепления лизинга как института оказания финансовой услуги, а не аренды и передачи имущества во временное владение и пользование (а именно — для выделения средств на предмет, который необходим субъекту), где все действия лизингодателя направлены на сопровождение денежных средств. Закрепление лизинга как договора оказания финансовой услуги не противоречит тенденциям в мировом праве. Важно проработать нормы, четко регламентирующие предмет лизинга, права и обязанности сторон, закрепление механизма передачи и пользования имуществом, судьбу авансовых платежей, учет и регистрацию прав по договору, страхование рисков и правовые последствия при досрочном расторжении договора или его досрочном исполнении и др.
Существенным правовым пробелом является вопрос о применимости законодательства о закупках и конкурентных процедурах к лизингу, так как после корректировок в сфере закупок понятие «закупки» перестало носить исчерпывающий характер, это породило необходимость дополнительных трактовок и разъяснений регуляторов. При существующем подходе возрастают риски для участников лизинга в части уголовно-правовой ответственности.
Ситуацию могут исправить четко закрепленные нормы о предмете лизинга, непосредственном выборе лизингодателя и установлении иных особых условий вне рамок законодательных актов о закупках на уровне Гражданского кодекса. Важно разделять институт лизинга и отраслевые сферы его применения.