Что хотят изменить?
Предлагается ограничить сферу применения Правил только дистанционными продажами вместо продаж как в торговом объекте, так и вне его. Новый подход законодателя следует из предлагаемого определения термина «торговля по образцам», которая понимается как форма розничной торговли, осуществляемая без (вне) торговых объектов, путем представления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателей с товарами или их образцами, до момента и в момент заключения договора розничной купли-продажи.
Стороны определены четко?
В Правилах предлагается отдельно закрепить, кто понимается под продавцом и покупателем соответственно. Прямо указывается, что продавцом может быть только субъект хозяйствования. Таким образом, снимается вопрос о том, может ли, к примеру, лицо, осуществляющее ремесленную деятельность, реализовывать товары через Интернет. Покупатель определяется не только как физическое лицо, которое приобретает товары для использования вне связи с предпринимательской деятельностью, но и как лицо, имеющее намерение приобрести товары. Это поддерживает логику законодателя о том, что статус покупателя приобретается еще до момента заключения договора розничной купли-продажи.
Без перечня никуда?
Предлагается изменить перечень товаров, продажа которых не допускается при осуществлении розничной торговли по образцам. В частности, перечень пополнят следующие категории товаров:
— слабоалкогольные напитки и пиво;
— непродовольственные товары, принятые на комиссию от граждан.
Вместе с тем одновременно будет разрешена продажа пищевой продукции для питания спортсменов, но при условии наличия у продавца торгового объекта, в котором осуществляется продажа такой продукции, а также в случаях, когда продавцом является изготовитель таких товаров, независимо от наличия у него торгового объекта. Отметим, что аналогичные ограничения на данный момент действуют только в отношении скоропортящихся продовольственных товаров и кулинарной продукции.
Информация: форма и способы имеют значение?
Изменения также затронут перечень информации, которую продавец должен предоставить покупателю до момента заключения договора розничной купли-продажи. В целом данные изменения направлены на унификацию Правил с изменениями, вносимыми в законодательство о защите прав потребителей. Более того, по аналогии с изменениями в законодательство в сфере защиты прав потребителей предлагается установить, что информация о цене товаров и цене их доставки должна доводиться до сведения покупателя шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в описании товаров.
Перечень информации, обязательной к размещению на главной странице интернет-магазина, не претерпел существенных изменений. Как и ранее, на сайте интернет-магазина (к примеру, в специальном разделе) должны быть размещены формы документов, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств.
Скорректируем сроки — защитим покупателя?
В Правилах предлагается изменить подход к определению момента заключения договора розничной купли-продажи. Так, договор с покупателем, содержащий все существенные условия, будет считаться заключенным с момента получения продавцом акцепта покупателя, направленного посредством телефонной, почтовой или иной связи, в том числе посредством использования сети Интернет. На данный момент Правилами определено, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего факт приобретения товара, включая кассовый чек, если иное не было предусмотрено договором.
Оплата: все способы хороши?
Более широко будет закреплено правило о предоставлении покупателю возможности дистанционной оплаты товаров. Так, при осуществлении розничной торговли по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателю возможность расчета за приобретаемые в интернет-магазине товары без непосредственной передачи покупателем наличных денежных средств продавцу или посещения покупателем торговых объектов продавца в целях осуществления оплаты, но уже без указания на конкретные способы дистанционной оплаты.
На данный момент в Правилах прямо указано, что при торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый в интернет-магазине товар путем дистанционного перечисления денежных средств, при этом обязательным является обеспечение покупателю возможности оплаты посредством использования: а) банковской платежной карточки и б) автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП).
В некоторой степени были конкретизированы правила по осуществлению доставки товара, но они также не претерпели существенных изменений.
В остальном продажа товаров при осуществлении розничной торговли по образцам будет регулироваться Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703.