Вы на портале

Налоговый кодекс: версия 2015 года

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» Основные вопросы статьи: Каким образом ужесточен контроль в трансфертном ценообразовании? Кого коснется изменение правила «тонкой капитализации» при взимании налога на прибыль? Кто из плательщиков уже не сможет применять УСН? Изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК), внесенные Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон), традиционно вступили в силу с 1 января текущего года.

Обновлено
Редакция портала "Юрист"
Редакция портала "Юрист"
2118 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Контроль за трансфертным ценообразованием

Существенно расширены полномочия налоговых органов по контролю за трансфертным ценообразованием (ст. 30-1 НК), то есть за соответствием налоговой базы по налогу на прибыль, определенной плательщиком, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен. Полномочия налоговых органов были расширены по следующим направлениям:

  1. контроль будет касаться не только примененных плательщиками в сделках цен на товары, но и тарифов на работы и услуги;
  2. контролю будут подлежать цены в сделках не только по реализации товаров (работ, услуг), но и по их приобретению, то есть налоговый орган сможет уменьшить «затратную» часть налоговой базы по налогу на прибыль (в 2014 г. допускался контроль только за ценами в сделках по реализации). Так, если цена, примененная в сделке по приобретению товаров (работ, услуг), превысит максимальное значение определенного налоговым органом установленными методами диапазона рыночных цен, то для целей налогообложения будет принята цена, которая соответствует этому значению;
  3. при сохранении для внешнеэкономических сделок 20%-ного норматива отклонения цены от рыночной значительно (с 60 до 1 млрд бел. руб.) снижен норматив цены сделки (нескольких сделок с одним лицом, заключенных в течение года), при которой налоговый орган вправе скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль и доначислить этот налог;
  4. перечень имеющихся в распоряжении налоговых органов методов определения рыночных цен дополнен методом сопоставимой рентабельности.

Исключения в налогообложении рекламы и конфискованного дохода

Многие субъекты хозяйствования в целях рекламы предоставляют юридическим и физическим лицам товары (работы, услуги), имущественные права в качестве объектов рекламирования. С этого года передача указанных объектов потребителю рекламы при отсутствии со стороны последнего оплаты или иного встречного исполнения обязательства, равно как и передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в виде выигрыша при проведении рекламной игры, не будут признаваться реализацией и облагаться соответствующими налогами.

В случае, если за какое-либо правонарушение к плательщику будет применена конфискация дохода, то налоговое обязательство, возникшее в связи с таким доходом, не будет подлежать исполнению (ранее такие последствия наступали только в случае конфискации дохода за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации).

Любая валюта для любого налога

Закон закрепил возможность уплаты любого налогового платежа по выбору плательщика либо в белорусских рублях, либо в иностранной валюте (исключения устанавливаются законодательными актами, а также таможенным законодательством Таможенного союза). Ранее уплата платежей в валюте допускалась в строго определенных случаях, поэтому плательщики, желающие направить в уплату налогов средства на валютных счетах, были вынуждены осуществлять их продажу и перечислять в бюджет вырученные белорусские рубли.

Возобновление начисления пени

Как известно, с 2012 г. действует правило о неначислении пеней на суммы налогов, сборов (пошлин) в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений налоговых органов. На практике возможны ситуации, когда с данным, например, местным налоговым органом разъяснением не соглашается вышестоящий орган и плательщик получает новое разъяснение, из которого следует необходимость уплаты налога в ранее разъясненной ситуации или уплаты его в большем размере. С этого года направление плательщику вышестоящим налоговым органом нового разъяснения повлечет за собой возобновление начисления пени через 10 дней после направления разъяснения, отличного от данного ранее нижестоящим налоговым органом.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Пожалуй, самое значимое изменение, касающееся НДС, — право налогового органа провести внеплановую тематическую проверку обоснованности возврата из бюджета (зачета) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, независимо от суммы, заявленной плательщиком к возврату (зачету) (ранее такая проверка была возможна лишь при превышении этой суммы 3 000 базовых величин).

Кроме того:

  • уточнено, что обороты по реализации имущества должника в рамках исполнительного производства, включая передачу имущества должника взыскателю, являются объектом налогообложения;
  • из числа объектов промышленной собственности, реализация имущественных прав на которые освобождается от налогообложения, исключены средства индивидуализации участников гражданского оборота, в частности, товарные знаки и знаки обслуживания;
  • предусмотрено освобождение от налогообложения оборотов по реализации лизингодателями операций по передаче предмета лизинга физическим лицам — лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга;
  • в отличие от ранее действовавшего подхода налоговая база при реализации подрядчиками строительных работ, выполненных с участием субподрядчиков, будет определяться подрядчиками как стоимость выполненных работ, включающая стоимость работ, выполненных субподрядчиками;
  • нулевую ставку налога можно будет применить в отношении работ (услуг) по ремонту и техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств (грузовых и пассажирских, кроме легковых), выполняемым на территории Беларуси авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Беларуси. Такая ставка будет действовать до 1 января 2018 г.

Налог на прибыль

В регулировании данного налога произошли следующие изменения:

  1. детально урегулированы вопросы определения налоговой базы для всех участников отношений по доверительному управлению денежными средствами, ценными бумагами, а также фондами банковского управления;
  2. ставка налога для банков и страховых организаций повышена с 18 % до 25 %;
  3. значительно расширено нормирование при отнесении на затраты, учитываемые при налогообложении, отдельных видов затрат в соответствии с так называемым правилом «тонкой капитализации».

Ранее такое нормирование осуществлялось лишь в отношении процентов по долговым обязательствам белорусской организации перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20%-ной долей в уставном фонде (более чем 20 % акций) этой белорусской организации, или перед иной белорусской организацией, признаваемой взаимозависимым лицом этой иностранной организации. Соответственно, контролю (сопоставлению со стоимостью чистых активов белорусской организации) подлежала только задолженность по долговым обязательствам.

С этого года контролируемая задолженность будет включать как задолженность по заемным средствам, так и задолженность по целому ряду услуг (например, инжиниринговых, маркетинговых, консультационных, управленческих), а также по неустойкам (штрафам, пеням), иным мерам ответственности за нарушение договорных обязательств. Соответственно, нормирование будет касаться стоимости таких услуг, а также сумм неустоек (штрафов, пеней), иных мер ответственности и осуществляться также в случае, если иностранным участником белорусской организации является физическое лицо — нерезидент либо если нерезиденты не участвуют в уставном фонде резидента, но выступают по соответствующей задолженности поручителями или гарантами.

Соотношение контролируемой задолженности и чистых активов, при превышении которого будет осуществляться нормирование, как и сегодня, составит 300 %, однако для белорусской организации, производящей отдельные подакцизные товары, этот норматив снижен до 100 %.

Подоходный налог

Помимо повышения ставок подоходного налога на 1 % (для индивидуальных предпринимателей (ИП) — до 16 %, для иных физических лиц — до 13 %) наиболее важным изменением в отношении этого налога является возможность получения лицами, улучшающими жилищные условия, налогового вычета в части сумм лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим условие о выкупе одноквартирного жилого дома или квартиры. Вычет будет предоставляться в пределах оплаты стоимости предмета лизинга, указанной в договоре лизинга.

Налоги на недвижимость и землю

Местные власти получили право увеличивать или уменьшать ставки налога на недвижимость и земельного налога до 2,5 раза (ранее — не более 2, кроме случаев, касающихся неиспользуемых или неэффективно используемых объектов недвижимости). При этом для отдельных категорий плательщиков появился ряд послаблений.

Упрощению налогового администрирования поспособствует исключение из объектов обложения налогом на недвижимость зданий сборно-разборных и передвижных, признаваемых таковыми согласно законодательству о нормативных сроках службы основных средств.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Изменение, которое затронет многих плательщиков при УСН, — уплата ими земельного налога должна производиться независимо от площади земельных участков (ранее при суммарной площади до 0,5 га этот налог не уплачивался).

Сразу по нескольким направлениям сужена возможность применения УСН.

Во-первых, с 1 апреля 2015 г. УСН не смогут применять лица, сдающие в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления. Правда, этот запрет не касается, в частности:

  • управляющих недвижимостью, находящейся в общей собственности;
  • садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, дачных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автостоянок.

С 1 июля 2015 г. исключается применение УСН для унитарных предприятий, собственником имущества которых является юридическое лицо, а также коммерческих организаций, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат одной или в совокупности нескольким другим организациям. Иными словами, для применения УСН не менее чем 75 % участников организации должны составлять физические лица.

Во-вторых, будут уплачивать подоходный налог, а не налог при УСН ИП, являющиеся одновременно:

  • участниками или собственниками имущества коммерческих организаций (за исключением АО), — в отношении доходов, получаемых от этих организаций;
  • супругами, родителями (усыновителями), детьми участников, собственников имущества коммерческих организаций (кроме АО), — в отношении доходов, получаемых от таких организаций.

Положительным изменением является индексация нормативов выручки, учитываемых при решении вопроса о возможности применения УСН или возможности ее применения без уплаты НДС. К сожалению, несмотря на инфляционные процессы, без изменений остались нормативы выручки для целей применения льготной 3%-ной ставки (без уплаты НДС) налога по розничной торговле ранее приобретенными товарами, а также ведения учета доходов и расходов в упрощенной форме (то есть без ведения бухучета). Данная пониженная ставка налога сохранится только в текущем году: с 2016 г. лица, осуществляющие розничную торговлю, смогут применять лишь общеустановленные ставки.

К сведению.

Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении значений показателей рентабельности по анализируемой сделке плательщика с рыночным диапазоном значений показателей рентабельности, сложившихся при осуществлении в аналогичных условиях сопоставимых сделок (не менее двух) или сопоставимой деятельности не менее двух лиц в аналогичном налоговом периоде.
Стоимость ряда услуг будет нормироваться в целях их учета при налогообложении и в ситуациях, когда материнская и дочерняя компании являются белорусскими организациями. Кроме того, в ст. 20 НК приведен четкий алгоритм расчета доли участия одной организации или физического лица в другой организации, если такое участие носит косвенный характер.

2118 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме