Вы на портале

Нарушение прав на товарный знак: действия правообладателя и нарушителя

Права на товарный знак являются важным элементом интеллектуальной собственности, обеспечивающим компаниям правовую защиту и возможность отличать свои товары и услуги от товаров и услуг конкурентов. Однако нередки ситуации, когда третьи лица нарушают эти права.

В данной пошаговой инструкции рассмотрим, какие меры могут быть приняты в случае нарушения прав на товарный знак, в частности в сети Интернет, и как фиксировать такие нарушения.

Клеменцов Павел
Клеменцов Павел

Ведущий юрист ООО «Ревера Лигал», патентный поверенный Респуб­лики Беларусь

Фирсенкова Маргарита
Фирсенкова Маргарита

Юрист ООО «Ревера Лигал»

3543 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:

Действия правообладателя

Действия нарушителя


Действия правообладателя

Шаг 1. Собрать и зафиксировать доказательства нарушения

При обнаружении нарушения прав на товарный знак правообладателю необходимо как можно раньше предпринять действия, направленные на сбор и фиксацию доказательств. Это нужно делать заранее и даже в том случае, если есть надежда на мирное урегулирование конфликта. После получения претензии нарушитель может попытаться скрыть факт нарушения, а если дело дойдет до суда — такой факт нужно будет доказывать.

Как зафиксировать нарушение прав на товарный знак в Интернете? Существует несколько способов.

1. Скриншоты и архивирование веб-страниц. В Интернете нарушения прав на товарный знак часто осуществляются путем размещения товарного знака без разрешения его владельца на веб-страницах, в социальных сетях или онлайн-магазинах. Самое простое доказательство — распечатка интернет-страницы с указанием даты и кода страницы. В качестве доказательств можно использовать скриншоты, фотографии или другие способы фиксации нарушения. Также рекомендуется архивировать веб-страницы с выявленными нарушениями, чтобы сохранить полную информацию в неизменном виде.

2. Сбор доказательств из социальных сетей. В социальных сетях также часто возникают нарушения прав на товарный знак. Для их фиксации тоже можно использовать скриншоты, сохранение ссылок на нарушающие материалы. Рекомендуется также сохранять переписки или комментарии, свидетельствующие о нарушении. Важно сохранить все доказательства и информацию о нарушении, включая даты, имена пользователей и др.

Справочно.
Достоверность доказательств, полученных посредством самостоятельной фиксации информации, находящейся в сети Интернет, лицами, участвующими в деле, суд оценивает как на предмет факта размещения такой информации в сети Интернет, так и на предмет достоверности такого доказательства по своему внутреннему убеждению на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле.

3. Сотрудничество с экспертами и администрацией платформы. При фиксации нарушений в Интернете полезно обратиться к экспертам по интеллектуальной собственности или юристам, которые имеют опыт работы с подобными делами. Они могут помочь в оценке ситуации, сборе доказательств и разработке стратегии защиты. Также стоит обратиться к администрации соответствующей платформы и предоставить им доказательства нарушения, чтобы они могли принять меры по удалению нарушающего контента или заблокировать аккаунт нарушителя.

4. Нотариальная фиксация доказательств. Возможность такого способа обеспечения доказательств предусмотрена ст. 111 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», согласно ч. 2 которой в порядке обеспечения письменных доказательств нотариус производит осмотр письменных доказательств, представленных лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, в том числе общедоступной информации, записанной буквами либо выполненной в форме цифровой, графической записи, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет. Результаты осмотра письменного доказательства фиксируются нотариусом путем составления протокола осмотра письменного доказательства.

Справочно.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 18.09.2019 № 350 «Об особенностях использования национального сегмента сети Интернет» в целях защиты прав и законных интересов владельцев зарегистрированных средств товаров (работ, услуг), в том числе товарных знаков, для установления потенциального нарушителя у регистраторов доменов национального сегмента сети Интернет может быть запрошена информация о владельце домена.

Шаг 2. Направить претензию нарушителю

Отправка предупредительных (претензионных) писем нарушителю — основное действие, которое необходимо предпринять для устранения нарушения. В случае несоблюдения установленного порядка предварительного внесудебного разрешения дела, то есть претензионного порядка урегулирования спора, суд оставляет заявление без рассмотрения. 

Справочно.
В Республике Беларусь установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров по нарушениям прав на товарный знак, который необходимо соблюдать (обязательность досудебного порядка урегулирования спора введена Законом Республики Беларусь от 10.01.2011 № 241-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства»).

В данном случае важным моментом является определение адреса нарушителя, на который будет направляться претензия. Самым простым способом является изучение интернет-страницы нарушителя (принадлежащего ему сайта, сайта, на котором продается контрафактный товар), а именно разделов «Контакты» или «О нас (о компании и т.п.)». Адрес также можно найти в многочисленных электронных справочниках, доступных в сети Интернет, однако в этом случае нужно проверять информацию, так как она может быть устаревшей.

При наличии интернет-страницы определение адреса нарушителя не будет проблемой. Если адресов на сайте указано несколько, следует отправить письма по всем известным адресам. Адрес также может быть указан на чеке, гарантийном талоне или упаковке товара. То есть, если товар был приобретен у нарушителя, важно сохранить все документы, связанные с данной покупкой.

Справочно.
Если выявлено несколько различных адресов нарушителя (у нарушителя есть несколько магазинов или сайтов и т.д.), претензии рекомендуем направлять по всем известным адресам заказным письмом с уведомлением.

В претензионных письмах указываются факты нарушения и излагаются требования о прекращении неправомерного использования товарного знака, может содержаться требование о выплате компенсации за причиненный неправомерными действиями ущерб, а также установленный срок для прекращения нарушения и иные условия для урегулирования конфликта.

Шаг 3. Если есть возможность — заключить соглашение об урегулировании спора

Правообладатель и нарушитель могут попытаться достичь соглашения об урегулировании спора вне судебного порядка. Такое соглашение может включать обязательство нарушителя о прекращении неправомерного использования товарного знака, урегулирование вопросов выплаты компенсации за причиненные убытки или другие взаимовыгодные условия, условия о заключении лицензионного договора, последствия его неисполнения и т.д.

Справочно.
Порядок регистрации договоров в отношении объектов права промышленной собственности установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)».

Соглашение об урегулировании спора должно быть заключено в письменной форме. Как такового шаблона данного соглашения нет, важно лишь, чтобы оно было подписано обеими сторонами.

При достижении соглашения о заключении лицензионного договора или договора уступки следует помнить, что такие договоры заключаются в письменной форме и подлежат регистрации в патентном органе в порядке, установленном законодательством. При отсутствии регистрации эти договоры считаются недействительными.

Шаг 4. Подать иск о нарушении прав на товарный знак в суд

В случае, если конфликт не удалось урегулировать в досудебном порядке, правообладатель может обратиться в суд за защитой своих прав. В исковом заявлении он должен представить достаточные доказательства нарушения прав на принадлежащий ему товарный знак. При этом важно, чтобы требования, изложенные в претензии, соответствовали требованиям, заявляемым в иске, и не выходили за их рамки. В то же время истец может использовать доказательства, на которые он не ссылался в претензии.

Действия нарушителя

Шаг 1. Провести внутренний аудит

Если вы обнаружили, что используете товарный знак, владельцем которого является третье лицо (получили от него претензию), первым шагом должно быть проведение внутреннего аудита. Следует тщательно изучить документацию, контракты, лицензии и другие договоры, связанные с использованием этого обозначения, чтобы разобраться, действительно ли вашими действиями нарушены чужие права.

Нередки случаи, когда претензия о нарушении прав была необоснованна (товарный знак не действует на данной территории, истек срок его регистрации и он не был продлен, принадлежит иному лицу, зарегистрирован в отношении иных товаров или услуг и т.д.). Возможно, лицо, направившее претензию, само действует недобросовестно или злоупотребляет правом.

Шаг 2. Прекратить использование чужого товарного знака

Если нарушение действительно есть, важным шагом является прекращение использования чужого товарного знака. Это может включать прекращение производства, распространения или продажи товаров, содержащих нарушающий товарный знак, их рекламу, в целом прекращение использования товарного знака всеми указанными в законодательстве способами.

На претензию следует ответить, игнорирование претензии не лишает направившее ее лицо права на обращение в суд за защитой своих прав.

Справочно.
О добровольном прекращении нужно обязательно уведомить направившее претензию лицо либо попросить предоставить дополнительный срок на устранение нарушения, если невозможно совершить эти действия в срок, указанный в претензии.

Шаг 3. Заключить соглашение об урегулировании спора

В некоторых случаях конфликт можно решить путем заключения соглашения об урегулировании спора с владельцем товарного знака. Такое соглашение может включать условия о прекращении использования товарного знака, компенсацию за причиненные убытки, заключение лицензионного договора или другие взаимовыгодные условия. Соглашение об урегулировании спора должно быть заключено в письменной форме.

Шаг 4. Если мирно урегулировать конфликт не получилось — идти в суд

В случае, если в досудебном порядке урегулировать спор не вышло, придется идти в суд в качестве ответчика и пытаться урегулировать конфликт там или отстоять свои права, если вы считаете, что нарушения нет или вы сделали достаточные и возможные шаги для его устранения. В данном случае также не рекомендуется игнорировать судебные заседания, поскольку неявка в суд может привести к тому, что решение будет принято без учета вашей позиции и некоторых обстоятельств дела. В итоге может пострадать не только ваша репутация — вы также можете понести значительные финансовые издержки.

Выводы
Защита прав на товарный знак требует активных мер и стратегического подхода. Мониторинг использования товарного знака, отправка предупредительных и претензионных писем, обращение в компетентные органы и судебное разбирательство являются важными шагами в борьбе с нарушениями. Комплексный подход и профессиональная поддержка помогут эффективно защитить права на товарный знак и предотвратить дальнейшие нарушения.

3543 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме