Ответ:Назначение председателем инвентаризационной комиссии начальника юридического отдела и (или) его заместителя, которые чередуются ежегодно, не противоречит действующему законодательству.
Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция), урегулирован единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций.
В частности, количество создаваемых инвентаризационных комиссий и их состав зависят от конкретной ситуации. Так, если организация не является крупной, создается одна инвентаризационная комиссия, в крупных же организациях создаются две инвентаризационные комиссии:
- постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия в составе руководителя организации или его заместителя (или начальника структурного подразделения) (председатель комиссии); главного бухгалтера или его заместителя (руководителя специализированной организации, ведущей бухгалтерский учет); начальников структурных подразделений (служб) и работников организации. Данная комиссия осуществляет организационно-контрольные полномочия (оказывает методическую помощь, производит контрольные проверки, рассматривает материалы инвентаризаций, вносит необходимые предложения) (п. 12 Инструкции).
- рабочая инвентаризационная комиссия в составе представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководителя или его заместителя, начальника структурного подразделения – председатель комиссии); специалистов (товароведа, инженера, технолога и др.). Данная комиссия непосредственно производит инвентаризацию (п. 12 Инструкции).
Из формулировки вопроса следует, что комиссия по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности создается ежегодно, то есть является рабочей, а не постоянно действующей. Применительно к данной ситуации установлено, что председателем рабочей инвентаризационной комиссии не могут быть назначены:
- материально ответственное лицо;
- работник ревизионной службы;
- один и тот же работник два раза подряд у одних и тех же материально ответственных лиц (п. 13 Инструкции).
Кроме того, материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств (п. 13 Инструкции).
Таким образом, в Инструкции закреплен исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть назначены председателем рабочей инвентаризационной комиссии. При этом какие-либо ограничения в части работников одного и того же отдела законодательством не предусмотрены.