Назначение председателя инвентаризационной комиссии

Вопрос: На предприятии (ОАО) ежегодно издается приказ о проведении инвентаризаций. Председателем комиссии по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности является начальник юридического отдела или его заместитель (чередующиеся ежегодно). Правомерно ли ежегодное назначение председателем данной комиссии лиц, являющихся работниками одного отдела (юридического)?

Морозов Юрий
Морозов Юрий

Адвокат Минской городской коллегии адвокатов

Пилипейко Дарья
Пилипейко Дарья

Помощник адвоката

1061 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ:Назначение председателем инвентаризационной комиссии начальника юридического отдела и (или) его заместителя, которые чередуются ежегодно, не противоречит действующему законодательству.

Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция), урегулирован единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций.

В частности, количество создаваемых инвентаризационных комиссий и их состав зависят от конкретной ситуации. Так, если организация не является крупной, создается одна инвентаризационная комиссия, в крупных же организациях создаются две инвентаризационные комиссии:

  • постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия в составе руководителя организации или его заместителя (или начальника структурного подразделения) (председатель комиссии); главного бухгалтера или его заместителя (руководителя специализированной организации, ведущей бухгалтерский учет); начальников структурных подразделений (служб) и работников организации. Данная комиссия осуществляет организационно-контрольные полномочия (оказывает методическую помощь, производит контрольные проверки, рассматривает материалы инвентаризаций, вносит необходимые предложения) (п. 12 Инструкции).
  • рабочая инвентаризационная комиссия в составе представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководителя или его заместителя, начальника структурного подразделения – председатель комиссии); специалистов (товароведа, инженера, технолога и др.). Данная комиссия непосредственно производит инвентаризацию (п. 12 Инструкции).

Из формулировки вопроса следует, что комиссия по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности создается ежегодно, то есть является рабочей, а не постоянно действующей. Применительно к данной ситуации установлено, что председателем рабочей инвентаризационной комиссии не могут быть назначены:

  • материально ответственное лицо;
  • работник ревизионной службы;
  • один и тот же работник два раза подряд у одних и тех же материально ответственных лиц (п. 13 Инструкции).

Кроме того, материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств (п. 13 Инструкции).

Таким образом, в Инструкции закреплен исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть назначены председателем рабочей инвентаризационной комиссии. При этом какие-либо ограничения в части работников одного и того же отдела законодательством не предусмотрены.

1061 Shape 1 copy 6Created with Avocode.