Вы на портале

Недобросовестная конкуренция при проведении электронных аукционов

Фабула дела: ПТЧУП «У», не имея фактически производственной базы для изготовления перчаток медицинских, осуществляло упаковку, фасовку и маркировку уже готовой продукции, изготовленной TOP GLOVE (Малайзия). В дальнейшем оно позиционировало себя как белорусский производитель данного вида товара, в том числе при размещении соответствующей информации на упаковке товара, при регистрации технических условий, получении регистрационных удостоверений, включении в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (далее — Регистр).

Вышеуказанные действия позволили необоснованно применять преференциальную поправку в размере 15 % и, как следствие, обеспечивать победу при участии в электронных аукционах за счет предложения наименьшей цены.

Выводы комиссии МАРТ: комиссия МАРТ признала наличие в действиях ПТЧУП «У» нарушения антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, а именно подп. 1.5 п. 1 ст. 16 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Обновлено
Абраменко Алеся
Абраменко Алеся

начальник отдела топливно-энергетического комплекса и нефтехимии МАРТ

4219 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Доказательства признаков недобросовестной конкуренции

Антимонопольным органом были установлены товарные и географические границы рынка — реализация перчаток медицинских в границах Республики Беларусь.

Согласно Методическим рекомендациям по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, утвержденным приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 18.09.2017 № 154, для установления в действиях хозяйствующего субъекта признаков недобросовестной конкуренции не требуется проведение анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, на котором были совершены рассматриваемые действия.

Вместе с тем для оценки товарных и географических границ рынка, как основных и существенных критериев определения товарного рынка, антимонопольным органом могут применяться Методические рекомендации о проведении анализа и оценки состояния конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденные приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13.02.2017 № 19.

С учетом участия в электронных аукционах иных юридических лиц были доказаны конкурентные отношения ПТЧУП «У» с иными участниками товарного рынка.

Для установления совокупности признаков недобросовестной конкуренции в действиях ПТЧУП «У» Комиссия МАРТ приняла во внимание следующие обстоятельства:

1) преференциальная поправка применяется в случае предложения участником товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подп. 1.7 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»);

2) принадлежность к продукции собственного производства подтверждается сертификатом СТ-1, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой после проведения экспертизы производства (общий порядок отнесения продукции производителя к продукции собственного производства определен Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817).

ПТЧУП «У» не обращалось за выдачей подобного сертификата, однако при участии в электронных аукционах позиционировало свою продукцию (перчатки медицинские) как товар происхождения Республики Беларусь, что позволяло необоснованно применять преференциальную поправку к цене в размере 15 %;

3) производственные площади у ПТЧУП «У» отсутствуют, товар, который предлагает к продаже ПТЧУП «У», произведен TOP GLOVE (Малайзия), в связи с чем не может иметь статус происхождения Республики Беларусь.

В соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон) не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любым способом ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств.

Таким образом, предприятие нарушило указанные запреты в результате распространения не соответствующей действительности информации о собственном производстве перчаток медицинских путем отражения таких сведений на сайте предприятия, на упаковке при маркировке товаров, а также необоснованного использования данных ТУ-2007, регистрационного удостоверения, сведений из Регистра в качестве подтверждения оте-чественного происхождения товара. Это было сделано с целью скрыть фактическое несоответствие предъявляемым к реализуемой продукции требованиям о принадлежности к собственному производству для применения преференциальной поправки.

Предложение наименьшей цены на аукционе было обеспечено ПТЧУП «У» только с учетом получения преференциальной поправки в размере 15 % к цене товара, что приводило к неконкурентоспособности ценовых предложений других поставщиков медицинских перчаток, получению преимуществ в предпринимательской деятельности и, как следствие, неполучению последними выручки от реализации продукции.

Таким образом, в действиях предприятия было доказано наличие совокупности всех необходимых признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных подп. 1.15 п. 1 ст. 1 Закона.

Меры по устранению недобросовестной конкуренции

МАРТ выдало предписание ПТЧУП «У» об устранении нарушений антимонопольного законодательства, которое было исполнено в полном объеме, но с нарушением установленного срока.

За несвоевременное исполнение предписания судом Ленинского района г. Минска вынесено постановление о наложении административного взыскания на должностное лицо (директора) ПТЧУП «У» в виде штрафа в размере 30 базовых величин, что составило 690 рублей. Штраф оплачен в полном объеме.

Экономическим судом г. Минска ПТЧУП «У» и его должностное лицо (директор) освобождены от административной ответственности за совершение действий, являющихся недобросовестной конкуренцией, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности (с момента совершения правонарушения (2013 г.) до момента принятия решения прошло более 3 лет).

Справочно.
При принятии решения Комиссия МАРТ учитывала и тот факт, что запрет на недобросовестную конкуренцию  также был установлен в Законе Республики Беларусь от 10.12.1992
№ 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», действовавшем в 2013 г., на момент участия ПТЧУП «У» в электронных аукционах.

Особенности применения антимонопольного законодательства при проведении закупок товаров

Данное дело является прецедентным в части квалификации нарушения антимонопольного законодательства при проведении аукционов, торгов и иных конкурентных способах закупок товаров.

До настоящего времени в белорусском антимонопольном законодательстве отсутствовал особый порядок рассмотрения антимонопольным органом фактов ограничения конкуренции при проведении закупок товаров. Статья 13 Закона предусматривает запрет на повышение, снижение или поддержание цен на торгах. Однако данная норма касается только соглашений и согласованных действий между конкурентами и в целом не затрагивает организаторов торгов.

С принятием антимонопольного закона в новой редакции от 08.01.2018 № 98-З (вступил в силу с 03.08.2018) антимонопольный орган наделяется полномочиями по рассмотрению обращений о нарушении антимонопольных требований к закупкам товаров как самостоятельном виде нарушения, а также полномочиями на вынесение предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений антимонопольных требований к закупкам товаров.

Статьей 24 нового антимонопольного закона установлен запрет на действия (при осуществлении закупок товаров), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе посредством:

— координации организатором и (или) заказчиком деятельности участника;

— заключения соглашений между организатором и (или) заказчиком и (или) участником;

— предоставления участнику доступа к информации, если иное не установлено законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

— создания преимущественных условий для участника, если иное не установлено законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

— участия организатора и (или) заказчика либо работников организатора и (или) заказчика в качестве участников проводимых организатором и (или) заказчиком закупок товаров.

Закупки товаров, осуществленные с нарушением антимонопольных требований, могут быть признаны судом недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. При этом признание закупок товаров недействительными влечет недействительность договоров, заключенных по результатам таких закупок.

4219 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме