Вы на портале

Недостоверное декларирование товаров как административное правонарушение (на примерах из судебной практики)

Время от времени субъекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь при ввозе товаров на территорию ЕАЭС сталкиваются с ситуациями, когда таможенный орган при проведении таможенного контроля устанавливает определенные несоответствия между фактически ввозимыми товарами и сведениями об этих товарах, содержащимися в документах на них, а также в декларациях на товары в случае необходимости их составления и предоставления. При определенных условиях такие действия субъекта хозяйствования могут быть квалифицированы таможенными органами, судом как недостоверное декларирование.

Ангельский Владимир
Ангельский Владимир

Кандидат юридических наук, адвокат АБ «РЕВЕРА»

Гуринович Александр
Гуринович Александр

Помощник адвоката АБ «РЕВЕРА»

5920 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Декларант несет ответственность за достоверность сведений

Согласно ч. 3 ст. 14.5 КоАП недостоверное декларирование — это представление таможенному органу при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах (за исключением сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешне-экономической деятельности Евразийского экономического союза), либо представление в целях помещения товаров под таможенную процедуру недействительных документов, либо использование в этих целях поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, если указанные действия послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, или занижения их размера, или неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь, и (или) международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.

Указанное административное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 30 % от стоимости предмета административного правонарушения.

Объект, предмет и субъект недостоверного декларирования товаров

Объектом недостоверного декларирования является установленный законодательством порядок декларирования товаров, дополнительным объектом — установленный законодательством порядок уплаты таможенных платежей.

Предметом недостоверного декларирования выступают товары, подлежащие таможенному декларированию.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие 16 лет (работники юридического лица или индивидуального предпринимателя), индивидуальные предприниматели, юридические лица — декларанты, поскольку именно на них возложена обязанность по декларированию товаров (специальный субъект).

Справочно.
Исчерпывающий перечень лиц, которые могут выступать декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, установлен в подп. 11, 26 п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС.

Объективная и субъективная сторона недостоверного декларирования

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в альтернативных действиях, альтернативных вредных последствиях и причинно-следственной связи между ними.

Совершить правонарушение можно как с умыслом (прямым и косвенным), так и с неосторожностью (легкомыслием и небрежностью). Вместе с тем форма вины не влияет на квалификацию, но должна учитываться при назначении размера административного взыскания.

Случаи недостоверного декларирования товаров

Недостоверное декларирование товаров имеет место в следующих случаях:

1. Предоставление недостоверных сведений о стоимости товара.

Предоставление таможенному органу при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если указанные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, занижения их размера или неприменения запретов, ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь, и (или) международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, образует понятие «недостоверное декларирование».

Справочно.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем (ч. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС).

Из диспозиции ч. 3 ст. 14.5 КоАП следует, что привлечению к административной ответственности подлежит декларант, который предоставил не любые недостоверные сведения о товарах, а только те сведения, которые влияют на определение размера таможенных платежей и их последующую уплату при наличии определенных обстоятельств. Как известно, для таможенных органов крайне важно контролировать, чтобы декларанты своевременно и в полном объеме уплачивали таможенные платежи.

Недостоверные сведения о стоимости товара
Ситуация: в белорусском пункте таможенного оформления перевозчик задекларировал автомобиль, указав его стоимость — 12 000 евро. Однако в ходе проведения таможенной проверки таможенным органом было установлено, что фактическая стоимость автомобиля составляет 26 950 евро. Указанное обстоятельство было подтверждено объяснениями покупателя автомобиля. Из его объяснений следовало, что он поручил перевозчику приобрести, растаможить и доставить автомобиль в Россию, для чего передал деньги представителю перевозчика. 
Выводы суда: перевозчик не выполнил требования таможенного законодательства о заявлении достоверных сведений при таможенном декларировании товара, и указанные действия могли послужить основанием для занижения таможенной стоимости. Действия перевозчика квалифицированы по ч. 3 ст. 14.5 КоАП.

2. Предоставление недействительных документов.

Предоставление в целях помещения товаров под таможенную процедуру недействительных документов, если указанное действие послужило или могло послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера или неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь, и (или) международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, является недостоверным декларированием.

Справочно.
Запреты и ограничения — применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, ветеринарно-санитарные, карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные Договором о ЕАЭС или законодательством государств — членов ЕАЭС (подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Под недействительными документами следует понимать поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Инвойс и счет-фактура
Ситуация: перевозчик предоставил таможенному органу комплект документов на перемещаемый груз. При проведении таможенного контроля таможенный орган выявил два документа, содержащих противоречивые сведения о стоимости одной и той же партии товара: инвойс на сумму 7650,83 долл. США, а также счет-фактуру на сумму 56 381,25 долл. США. В случае выпуска товаров для внутреннего потребления согласно инвойсу сумма таможенных платежей составила бы 7371,63 бел. руб., а согласно счету-фактуре — 32 798,19 бел. руб., то есть разница составила 25 426,56 бел. руб.
Выводы суда: действия перевозчика были квалифицированы судом по ч. 3
ст. 14.5 КоАП, перевозчик привлечен к ответственности в виде штрафа.

Фитосанитарный сертификат
Ситуация: в ходе таможенного досмотра товара были обнаружены следы срыва и переклеивания наклеек на упаковках товара. Таможенный орган запросил у декларанта фитосанитарный сертификат и назначил таможенную экспертизу, также были направлены запросы поставщику товара и в соответствующие государственные учреждения.
Выводы суда: представленный фитосанитарный сертификат выдан на другой вид товара, а на товар, который фактически ввозился, фитосанитарный сертификат отсутствует. Действия декларанта были квалифицированы по ч. 3
ст. 14.5 КоАП.

3. Поддельные средства идентификации.

Использование в целях помещения товаров под таможенную процедуру поддельного средства идентификации и (или) подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам или транспортным средствам, если указанные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера или неприменения запретов, ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь, и (или) международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, также является недостоверным декларированием.

Справочно.
Под недействительными документами, указанными в ст. 14.5 КоАП, следует понимать поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам (прим. 1 к ст. 14.5 КоАП).

Кто и что должен доказать в суде?

На основании ст. 2.7 ПИКоАП (презумпция невиновности) и ст. 6.2 ПИКоАП (обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении) орган, ведущий административный процесс, среди прочего должен доказать, что декларант совершил одно из действий, предусмотренных диспозицией ч. 3 ст. 14.5 КоАП, что наступили или могли наступить соответствующие вредные последствия, что совершенные действия находятся в причинно-следственной связи с соответствующими вредными последствиями. 

Справочно.
Правонарушение, установленное ч. 3 ст. 14.5 КоАП, считается оконченным с момента освобождения в результате действий виновного лица от уплаты таможенных платежей, занижения их размера, неприменения запретов, ограничений, установленных таможенным законодательством.

Освобождение от административной ответственности

Лицо, совершившее деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 14.5 КоАП, освобождается от административной ответственности в случае добровольного письменного обращения в таможенный орган о допущенном нарушении с одновременным представлением таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена, либо документа о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию с приложением необходимых документов, если на дату, предшествующую дате поступления обращения и регистрации представленных документов, соблюдены следующие условия:

— таможенный орган не обнаружил административного правонарушения;

— таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или его представителя о проведении таможенного контроля, если такое уведомление обязательно, либо не начал проведение таможенного контроля без уведомления, если такого уведомления не требуется.

Освобождение от административной ответственности
Ситуация: перевозчик осуществлял транспортировку товара из Польши в Россию. На стоянке водитель перепутал полуприцепы: к своему седельному тягачу зацепил полуприцеп, который, как оказалось в последующем, должен был следовать в Германию. В белорусском пункте таможенного оформления перевозчик заявил таможенную процедуру таможенного транзита и направился к месту доставки, однако на первой же стоянке на территории Беларуси обнаружил свою ошибку. После этого перевозчик сообщил таможенному органу обстоятельства ошибочного ввоза товара, приложив к своему письму документы, предварительно полученные от отправителя товара, а также декларацию на товары, заявив таможенную процедуру реэкспорта.
Выводы: действия позволили перевозчику покинуть территорию Беларуси с товарами и не быть привлеченным к административной ответственности.

Какие ожидаются законодательные изменения?

В настоящее время в Республике Беларусь продолжает вестись работа над проектом закона «О таможенном регулировании» в новой редакции (далее — Проект). В соответствии с подп. 1.6 п. 1 ст. 362 Проекта недостоверное декларирование — это заявление таможенному органу при таможенном декларировании товаров недостоверных и (или) неполных сведений о товарах, описании, стране происхождения, таможенной стоимости, избранной таможенной процедуре, сведений о классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД и (или) иных сведений, в том числе качественных характеристиках товара.

Формулировка в Проекте отличается от формулировки в действующей редакции КоАП. По нашему мнению, формулировка в Проекте является более полной и детальной. Так, согласно Проекту: 

1) недостоверное декларирование — это не только предоставление недостоверных сведений о товарах, но и предоставление неполных сведений о товарах; 

Справочно.
Недостоверное декларирование в редакции проекта закона достаточно близко к диспозиции ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствует практике российских судов.

2) недостоверное и (или) неполное декларирование касается не только сведений о товарах, но также описания, страны происхождения, таможенной стоимости, избранной таможенной процедуры, сведений о классификационном коде по единой ТН ВЭД ЕАЭС.

Справочно.
Подробнее о проекте закона «О таможенном регулировании».

Если Закон «О таможенном регулировании» примут в новой редакции…

В результате принятия Закона «О таможенном регулировании» в предлагаемой редакции в законодательстве Республики Беларусь впервые появится легальное определение понятия «недостоверное декларирование». 

В юридической литературе приведены авторские определения термина «недостоверное декларирование». Например, по мнению О. Савельевой, под недостоверным декларированием товаров следует понимать заявление декларантом либо таможенным представителем не соответствующих действительности (недостоверных) сведений о качественных характеристиках товара. При этом количество товара, заявляемого к таможенному оформлению, полностью соответствует фактическому*.

* Савельева О. Ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование товаров // АПС «Бизнес-Инфо»: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». — Минск, 2020.

Для нас принципиальными являются сведения о «качественных характеристиках товара», впрочем, как и для лиц, разработавших Проект, в отличие от количественных характеристик товара. 

Очевидно, что также потребуется внесение изменений и дополнений в действующую редакцию КоАП либо новый КоАП в этой части должен быть сформулирован с учетом положений, содержащихся в Проекте, если последний будет принят ранее, чем КоАП.

Рекомендации
Участникам внешнеэкономической деятельности во избежание привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.5 КоАП следует особое внимание уделять документам на ввозимые товары, а также активно пользоваться правами декларанта (осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых ими товарах и т.д.) и правами лица, в отношении которого ведется административный процесс, в случае возбуждения дела об административном правонарушении. Права и обязанности декларанта при проведении таможенным органом контроля таможенной стоимости товаров содержатся в ст. 96 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании».

5920 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме