Вы на портале

В корректировке таможенной стоимости товаров «виновен» декларант?

Одним из условий выпуска товара при его импорте на территорию ЕАЭС является уплата таможенных пошлин, налогов и иных сборов, установленных законодательством.

При расчете подлежащих уплате сумм таможенных платежей используется таможенная стоимость товаров, определение которой, по общему правилу, осуществляется на основании документов, представленных декларантом при подаче таможенной декларации (декларации о стоимости товаров).

Достаточно понятные на первый взгляд правила. Однако нередко таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров, основанием которой, как показывает практика, наряду с умышленным занижением таможенной стоимости товаров является ненадлежащее исполнение декларантом требований таможенного органа о предоставлении документов и сведений о декларируемом товаре.

Рассмотрим ошибки декларанта при подтверждении таможенной стоимости товаров.

Остапюк Константин
Остапюк Константин

Адвокат Минской городской коллегии адвокатов

12395 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С особенностями оспаривания корректировки таможенной стоимости, а также с судебной практикой по данной категории дел можно ознакомиться в статье В. Ангельского.

Ошибка 1. Несоблюдение сроков предоставления документов и сведений

Декларант обязан предоставить запрошенные таможенным органом документы и сведения в срок. Как правило, указанный срок составляет 60 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации. 

При этом непредставление декларантом документов и сведений в установленный срок либо предоставление документов по истечении установленного срока является основанием для проведения таможенным орган проверки заявленной декларантом таможенной стоимости на основании имеющихся у него сведений с использованием шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости. 

Нередко декларанты, обжалуя в установленном законом порядке требование таможенного органа (ст. 358 Таможенного кодекса ЕАЭС, далее — ТмК ЕАЭС), пропускают срок на предоставление в таможенный орган документов, полагаясь на позитивный результат рассмотрения поданной жалобы и неприменения к ним мер таможенного контроля.

Важно.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на (1) достоверной, (2) количественно определяемой и (3) документально подтвержденной информации (п. 10 ст. 38 ТмК ЕАЭС).
Несоблюдение хотя бы одного из указанных критериев может явиться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров.

Важно помнить, что обжалование действий и решений должностных лиц таможенных органов не приостанавливает проведение проверки таможенной стоимости товаров. 

Также законодательством не предусмотрена какая-либо возможность восстановить пропущенный срок предоставления декларантом документов.

Поэтому необоснованное затягивание декларантом процедуры собирания и, соответственно, предоставления запрошенных таможенным органом документов и сведений может явиться основанием для корректировки таможенной стоимости.

В случае, если декларант не имеет возможности получить запрошенный таможенным органом документ до истечения срока по требованию, ему следует предоставить в таможенный орган письменные пояснения по данному поводу, а также представить доказательства неполучения такого документа (например, направленный производителю запрос о предоставлении недостающих документов с подтверждением направления такого запроса; ответ иностранного таможенного органа об отказе в предоставлении документов и сведений).

Справочно.
Правила применения резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 № 138.

Рекомендуем при заключении внешнеэкономических контрактов согласовывать порядок и сроки обмена документами, которые могут понадобиться декларанту для подтверждения заявленной таможенной стоимости, таким образом, чтобы иметь возможность их проанализировать и своевременно представить в таможенный орган.

Пример формулировки:
«На основании полученного от Покупателя запроса Продавец обязуется предоставить Покупателю в течение 10 рабочих дней документы и сведения, запрошенные таможенным органом в целях подтверждения таможенной стоимости товаров».

Ошибка 2. Непредставление всего объема запрошенных документов и сведений

Декларант обязан исполнить требование таможенного органа о предоставлении документов и сведений в полном объеме. Непредставление одного или нескольких документов может также являться самостоятельным основанием для корректировки таможенной стоимости.

Отметим, что декларант вправе предоставить документы, сведения и пояснения только один раз единым комплектом. Документы, направленные декларантом в последующем, не будут приняты таможенным органом и не будут учитываться при проведении контроля заявленной декларантом таможенной стоимости.

В случае, если декларант не имеет объективной возможности представить запрошенный документ, им должны быть представлены письменные пояснения по данному поводу, а также документальное подтверждение невозможности представления такого документа

В качестве причин, по которым документ или сведения не могут быть предоставлены или отсутствуют, рассматриваются предоставленные декларантом документы и сведения, в том числе в виде письменных пояснений, подтверждающие, что:

— запрошенный документ не существует и не применяется в рамках сделки;

— лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало в их предоставлении либо декларантом не получен ответ от лица, обладающего запрошенными документами и сведениями (п. 10 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, утвержденного решением Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42).

Рекомендуем в полной мере исполнять требование таможенного органа о предоставлении документов и сведений, а в случае невозможности предоставления — предоставлять соответствующие доказательства. Также, например, при невозможности предоставить какой-либо запрошенный документ от производителя (продавца) товара декларант может предоставить иные документы и сведения, полученные от третьих лиц, которые, по его мнению, подтверждают таможенную стоимость его товаров.

Ошибка 3. Предоставление документов без сопроводительного письма, а также без письменных пояснений или перевода

При исполнении декларантом требования таможенного органа о предоставлении документов и сведений рекомендуем оформлять такое предоставление сопроводительным письмом, в котором следует указывать номер декларации на товары, в отношении которой проводится контроль таможенной стоимости, письменные пояснения в отношении предоставляемых документов, причины непредставления каких-либо документов, а также перечень предоставляемых документов.

Справочно.
Таможенный орган вправе не принимать во внимание документы, если они составлены на иностранном языке и представлены в таможенный орган без перевода.

ПРИМЕР
В отношении декларанта одновременно проводился контроль заявленной таможенной стоимости по нескольким декларациям. Декларантом в адрес таможни было направлено одно письмо с приложением документов и сведений без объяснения причин предоставления таких документов. В связи с невозможностью определить, к какой конкретно декларации относятся представленные документы и сведения, таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости.

Особое внимание следует уделять предоставлению таможенному органу письменных пояснений в отношении предоставляемых документов. 

При оформлении сопроводительного письма рекомендуем пояснять, каким образом представленный документ подтверждает заявленную таможенную стоимость.

ПРИМЕР
Декларант в целях подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров представил все запрошенные таможенным органом документы и сведения, которые, по мнению декларанта, подтверждали достоверность заявленной таможенной стоимости. Помимо прочего, декларантом были представлены 3 коммерческих предложения продавца, которые предшествовали заключению договора и имели практически идентичное содержание, за исключением сведений о цене товара.

По результатам рассмотрения представленных документов таможенный орган сделал вывод о том, что документы не подтверждают достоверность заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, так как таможенным органом не были установлены причины, послужившие основанием для изменения отпускной цены товара продавцом в коммерческих предложениях.

Анализируя данный пример, отметим, что коммерческие предложения содержали различные сведения о цене товаров, что было обусловлено изменением комплектации поставляемого оборудования. Однако, несмотря на то, что декларантом соблюден «количественный» критерий подтверждения таможенной стоимости, пояснения по вопросу различия цены товара в коммерческих предложениях и заключенном договоре в таможенный орган им представлены не были.

Справочно.
Статья 231 УК предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает  в 3000 раз размер базовой величины, установленной на день совершения преступления.

Полагаем, что в приведенном примере пояснение могло выглядеть следующим образом: «Настоящим во исполнение п. 5 требования таможенного органа предоставляем коммерческие предложения продавца товаров, предшествующие заключению контракта на поставку товаров. Различия в ценовых предложениях обусловлены различной комплектацией товаров, что следует из технического описания к коммерческому предложению».

Выводы
1. Положительное прохождение мер таможенного контроля таможенной стоимости зависит в первую очередь от самого декларанта.
2. При заключении внешнеэкономического контракта в него следует включать условия, предусматривающие обязанность контрагента предоставлять необходимые декларанту документы и сведения, а также сроки их предоставления.
3. Запрошенные таможенным органом документы и сведения должны быть представлены лицами, у которых они запрошены, одним комплектом (одновременно) по каждому запросу.
4. Декларант вправе помимо запрошенных таможенным органом документов предоставить и иные документы, которые, по его мнению, подтверждают заявленную стоимость товаров, с подробным пояснением, каким образом представленный документ подтверждает заявленную таможенную стоимость.
5. Возможность восстановления пропущенного срока предоставления декларантом документов законодательством не предусмотрена.

Дополнительно по теме
>>Михайлов А. Корректировка таможенной стоимости: обжалование решения таможенного органа
>>Дубинский Н. Проблемные вопросы при декларировании таможенной стоимости товаров

12395 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме