Вы на портале

Нельзя просто так взять и скачать форму договора из Интернета!

В прошлом выпуске мы говорили о том, как авторское право применяют к «нетворческим» объектам, например, инструкциям по оказанию первой помощи, инструкциям по эксплуатации или даже договорам. Что ж, оказывается, практика по этому вопросу не стояла на месте еще 40 лет назад. Встречайте: дело о банковских формах!

Пархимович Анастасия
Пархимович Анастасия

Консультант Data Privacy Office

4844 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

*Professional Systems & Supplies, Inc. v. Databank Supplies & Equipment Company, Inc. No. 77-1211-B (United States District Court, W. D. Oklahoma - Decided April 24, 1979)

Как всё началось…

В июне 1973 года Джерри Томас Прайс разработал две банковские формы-анкеты № 502 и 503. Они предназначались для потребителей, которые хотели взять в банке кредит – некоторые банки не разрабатывали собственные формы документов и закупали готовые бланки. Поскольку Джерри Прайс был директором одного из предприятий, реализующих бланки, – Professional Systems & Supplies (работающего под брендом Professional Bank Forms Сompany), новые формы быстро появились на рынке и завоевали популярность.

Особенность форм 502 и 503 заключалась в их проработанности. В юности Прайс получил диплом по бизнес-администрированию со специализацией в банковском деле и финансах, поэтому он знал дело, которым руководил и занимался. На разработку форм Прайс потратил около 150 часов – работа велась очень тщательно, хотя форма 503 и являлась доработанным вариантом формы 502. Формы были написаны простым и понятным языком, для каждого понятия использовался только один термин, что исключало путаницу. А форма 503 была и вовсе универсальной – она подходила для всех видов кредитования физических лиц, которые предлагались банками Оклахомы в то время. Банки и их клиенты, конечно, удобство оценили. 

Как и конкуренты.

Компания Databank Supplies, работавшая на том же рынке бланков и банковских форм, решила воспользоваться формой 503 – в июле 1975 года ее передали в типографию с заказом на 8500 экземпляров, на каждом из которых было напечатано: Databank 1370-5. Форма 1370-5 – именно под этим названием Databank вывел свой “новый” продукт на рынок, продав 7700 и бесплатно раздав еще 100 форм из первого тиража. 

Компании Professional Systems это, разумеется, не понравилось. Спор был передан в суд.

… и чем всё закончилось.

Суд обнаружил в этом деле несколько занятных нюансов.

Во-первых, компания Professional Systems зарегистрировала формы 502 и 503 в Реестре объектов авторского права США (Register of Copyrights of the United States of America), что подтверждалось соответствующими сертификатами.

Во-вторых, на оригиналах форм 502 и 503 компания Professional Systems разместила информацию о принадлежащем ей исключительном праве: “© Copyright 1973 Professional Bank Forms Co.”. Databank же убрала из оригинала формы 503 информацию об исключительном праве и указала лишь собственное наименование и номер формы (что потребитель мог воспринять как более сложный номер формы – Databank 1370-5, то есть форма 1370-5 от компании Databank). В результате этого Databank не только нарушила исключительное право собственными действиями (прямым копированием), но и создала возможность для 7800 последующих (потенциальных) нарушений, убрав информацию о том, что форма охраняется авторским правом. В отсутствие этой информации любой, кому форма попадет в руки, может изготовить ее новые экземпляры (будучи уверенным, что она не охраняется авторским правом). Таким образом, количество нарушений будет только увеличиваться, подобно кругам на воде.

Суд учел эти обстоятельства и, приняв во внимание полное копирование формы со стороны компании Databank, признал последнюю виновной в нарушении исключительного права на форму 503. 

Правда, следует отметить, что суд не рассматривал вопрос охраноспособности банковской формы-анкеты в качестве объекта авторского права: по мнению суда, такой статус формы prima facie (по первому виду – лат.) подтверждается сертификатом, выданным Реестром объектов авторского права США. 

И что теперь?

Это “дает наводку” современным юристам: регистрация произведения (текста, картинки, в том числе логотипа, компьютерной программы и т.д.) в Бюро регистрации авторских прав США (The United States Copyright Office – современное название Реестра) может помочь защитить авторские права от нарушения. Суды США непременно примут сертификат из Бюро в качестве доказательства исключительного права. Суды других государств? Кто знает, может быть. Но следует учесть кое-что еще: показав нарушителю такой сертификат, вы наверняка убедите его прекратить нарушение. Вряд ли он сможет похвастаться столь же серьезным документом. 

А о регистрации произведения в Бюро вы можете больше узнать в материале “Регистрация компьютерной программы в Бюро регистрации авторских прав США” Оксаны Трейвас и Сергея Беляева (журнал “Юрист”, № 12, 2019).

4844 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме