Вы на портале

Необоснованное отклонение заказчиком предложения участника процедуры закупки

Если участник процедуры закупки полагает, что его предложение отклонено необоснованно, он может посредством электронной торговой площадки обратиться к заказчику с заявлением о нарушении прав либо подать жалобу в МАРТ.

Как подать жалобу на заказчика в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров, работ (услуг)» (далее — Закон № 419-З), если в процедуре запроса ценовых предложений заказчик отклонил предложение, указав на отсутствие заявления (при этом все необходимые документы, включая заявление, были предоставлены)?

Сахвон Алексей
Сахвон Алексей

Юрист, специалист по организации закупок

235 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Причины отклонения предложений участников

Под предложением понимается совокупность предоставленных документов участвующего в процедуре госзакупки лица (абз. 12 ст. 1 Закона № 419-З). Предложение участника подается посредством размещения его на электронной торговой площадке и должно содержать документы и (или) сведения, установленные документами процедуры запроса ценовых предложений (п. 2 ст. 47 Закона № 419-З).

Требования к содержанию протокола комиссии определены в ч. 2 п. 6 ст. 48 Закона № 419-З. Протокол должен содержать в том числе сведения об участниках, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения и их обоснованием (абз. 5 ч. 2 п. 6 ст. 48 Закона № 419-З). Указание на отсутствие в предложении заявления является обоснованием для его отклонения. Причинами же для отклонения предложения могут быть следующие (п. 4 ст. 48 Закона № 419-З):

  • предложение не отвечает требованиям документов процедуры запроса ценовых предложений;
  • участник, представивший его, отказался исправить выявленные в нем ошибки, включая арифметические, и (или) устранить неточности по предложению заказчика (организатора);
  • участник, представивший его, не соответствует требованиям к участникам, установленным п. 2 ст. 16 Закона № 419-З;
  • участник, представивший его, направил недостоверные документы и (или) сведения.

Таким образом, необходимо определить, указано ли в протоколе комиссии не только обоснование, но и причина отклонения предложения в соответствии с Законом № 419-З. 

Действия участника, предложения которого были отклонены

Если участник полагает, что решение комиссии нарушает его права и законные интересы, то он может через электронную торговую площадку: 

1) подать заказчику заявление о нарушении прав (ст. 51 Закона № 419-З);

2) подать жалобу в МАРТ (ст. 52 Закона № 419-З).

Заявление о нарушении прав:

1) излагается в свободной форме.

Законом не предъявляются требования к содержанию заявления, что не предполагает соблюдения формальностей и правил оформления. Рекомендуем ссылаться на конкретные факты нарушений с указанием статей Закона № 419-З, иных НПА, сведений и (или) документов, содержащихся в предложении; 

2) может быть подано, если договор по процедуре не заключен или не начато обжалование в МАРТ;

3) рассматривается в сокращенные сроки.

Заявление должно быть рассмотрено заказчиком в течение 5 рабочих дней с размещением ответа на электронной торговой площадке (с 04.05.2024 по процедуре запроса ценовых предложений должно быть рассмотрено в течение 3 рабочих дней); 

4) не может быть отозвано участником; 

5) не приостанавливает сроков проведения процедуры.

По истечении сроков на обжалование и выбор участника-победителя и при отказе заказчика в пересмотре решения по заявлению участник может не успеть подать жалобу в МАРТ.

Справочно.
По сообщению официального телеграм-канала Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по вопросам госзакупок и закупок за счет собственных средств, за 2023 г. через электронную торговую площадку было подано 2667 заявлений о нарушении прав (t.me/goszakupkiby/680).

Решение заказчика не должно быть формальным и должно содержать основания для его принятия и при необходимости предусматривать меры, которые должны быть приняты (п. 2 ст. 51 Закона № 419-З). Исходя из этого заказчик может как пересмотреть принятое решение, так и отменить процедуру закупки либо же признать доводы заявителя необоснованными.

Жалоба в МАРТ:

1) излагается с соблюдением требований к ее содержанию.

В п. 3 ст. 52 Закона № 419-З перечислены требования, предъявляемые к содержанию жалобы. При несоответствии требований (указании неполных сведений) жалоба не принимается к рассмотрению; 

2) может быть подана в течение 10 календарных дней со дня принятия комиссией заказчика решения (с 04.05.2024 по процедуре запроса ценовых предложений — в течение 5 календарных дней);

3) рассматривается в установленные сроки и порядке.

Жалоба рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня ее принятия. До рассмотрения жалобы МАРТ проверяет соблюдение п. 1, проводит камеральную проверку по процедуре закупки, запрашивает отзыв заказчика и др.; 

4) может быть отозвана. 

До принятия МАРТ решения по существу участник может отозвать жалобу без пояснения причин. В случае отзыва не допускается подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов; 

5) процедура приостанавливается на период рассмотрения жалобы.

До рассмотрения жалобы заказчик не вправе заключить договор, технический функционал электронной торговой площадки также блокируется. 

Для правильного рассмотрения жалобы следует обращать внимание на указание, в чем именно состоит нарушение прав и законных интересов участника.

Пример формулировки жалобы: 

«Нарушение обжалуемым решением комиссии по госзакупкам прав и законных интересов заявителя состоит в том, что предложение было отклонено неправомерно из-за отсутствия заявления. Однако заявление было представлено в составе предложения (документ № 3, прилагается), чем нарушено право заявителя стать участником-победителем, так как предложение соответствовало документам процедуры запроса ценовых предложений и не было допущено комиссией к оценке и сравнению».

Также необходимо указывать нормы законодательства (абзац, часть, пункт, статья Закона № 419-З), которые нарушены. 

Пример формулировки жалобы: 

«Таким образом, комиссия заказчика неправомерно отклонила предложение заявителя, чем нарушила абзац второй пункта 4 статьи 48 Закона № 419-3».

В зависимости от результатов рассмотрения жалобы МАРТ может вынести обязательное для исполнения заказчиком предписание.

Справочно. Примерная форма жалобы размещена на официальном сайте МАРТ.

Резюме:
Действующий механизм обжалования позволяет участнику урегулировать спор с заказчиком либо напрямую обратиться с жалобой в МАРТ.
Следует отметить, что после рассмотрения заказчиком заявления о нарушении прав и при несогласии с решением участник в пределах сроков для обжалования не лишается возможности по этому же спору подать жалобу в МАРТ. Конкретный способ защиты определяется заявителем самостоятельно и не требует проведения с заказчиком каких-либо переговоров.
По общему правилу это реализуется путем подачи заявления (жалобы) посредством электронной торговой площадки, чем обеспечивается гласность и прозрачность при проведении процедуры госзакупки. При проведении же закрытой процедуры участник направляет заявление (либо жалобу) в письменной форме, что обусловлено спецификой проведения закрытой процедуры.

235 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме