Содержание:
Причины отклонения предложений участников
Под предложением понимается совокупность предоставленных документов участвующего в процедуре госзакупки лица (абз. 12 ст. 1 Закона № 419-З). Предложение участника подается посредством размещения его на электронной торговой площадке и должно содержать документы и (или) сведения, установленные документами процедуры запроса ценовых предложений (п. 2 ст. 47 Закона № 419-З).
Требования к содержанию протокола комиссии определены в ч. 2 п. 6 ст. 48 Закона № 419-З. Протокол должен содержать в том числе сведения об участниках, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения и их обоснованием (абз. 5 ч. 2 п. 6 ст. 48 Закона № 419-З). Указание на отсутствие в предложении заявления является обоснованием для его отклонения. Причинами же для отклонения предложения могут быть следующие (п. 4 ст. 48 Закона № 419-З):
- предложение не отвечает требованиям документов процедуры запроса ценовых предложений;
- участник, представивший его, отказался исправить выявленные в нем ошибки, включая арифметические, и (или) устранить неточности по предложению заказчика (организатора);
- участник, представивший его, не соответствует требованиям к участникам, установленным п. 2 ст. 16 Закона № 419-З;
- участник, представивший его, направил недостоверные документы и (или) сведения.
Таким образом, необходимо определить, указано ли в протоколе комиссии не только обоснование, но и причина отклонения предложения в соответствии с Законом № 419-З.
Действия участника, предложения которого были отклонены
Если участник полагает, что решение комиссии нарушает его права и законные интересы, то он может через электронную торговую площадку:
1) подать заказчику заявление о нарушении прав (ст. 51 Закона № 419-З);
2) подать жалобу в МАРТ (ст. 52 Закона № 419-З).
Заявление о нарушении прав:
1) излагается в свободной форме.
Законом не предъявляются требования к содержанию заявления, что не предполагает соблюдения формальностей и правил оформления. Рекомендуем ссылаться на конкретные факты нарушений с указанием статей Закона № 419-З, иных НПА, сведений и (или) документов, содержащихся в предложении;
2) может быть подано, если договор по процедуре не заключен или не начато обжалование в МАРТ;
3) рассматривается в сокращенные сроки.
Заявление должно быть рассмотрено заказчиком в течение 5 рабочих дней с размещением ответа на электронной торговой площадке (с 04.05.2024 по процедуре запроса ценовых предложений должно быть рассмотрено в течение 3 рабочих дней);
4) не может быть отозвано участником;
5) не приостанавливает сроков проведения процедуры.
По истечении сроков на обжалование и выбор участника-победителя и при отказе заказчика в пересмотре решения по заявлению участник может не успеть подать жалобу в МАРТ.
Справочно.
По сообщению официального телеграм-канала Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по вопросам госзакупок и закупок за счет собственных средств, за 2023 г. через электронную торговую площадку было подано 2667 заявлений о нарушении прав (t.me/goszakupkiby/680).
Решение заказчика не должно быть формальным и должно содержать основания для его принятия и при необходимости предусматривать меры, которые должны быть приняты (п. 2 ст. 51 Закона № 419-З). Исходя из этого заказчик может как пересмотреть принятое решение, так и отменить процедуру закупки либо же признать доводы заявителя необоснованными.
Жалоба в МАРТ:
1) излагается с соблюдением требований к ее содержанию.
В п. 3 ст. 52 Закона № 419-З перечислены требования, предъявляемые к содержанию жалобы. При несоответствии требований (указании неполных сведений) жалоба не принимается к рассмотрению;
2) может быть подана в течение 10 календарных дней со дня принятия комиссией заказчика решения (с 04.05.2024 по процедуре запроса ценовых предложений — в течение 5 календарных дней);
3) рассматривается в установленные сроки и порядке.
Жалоба рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня ее принятия. До рассмотрения жалобы МАРТ проверяет соблюдение п. 1, проводит камеральную проверку по процедуре закупки, запрашивает отзыв заказчика и др.;
4) может быть отозвана.
До принятия МАРТ решения по существу участник может отозвать жалобу без пояснения причин. В случае отзыва не допускается подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов;
5) процедура приостанавливается на период рассмотрения жалобы.
До рассмотрения жалобы заказчик не вправе заключить договор, технический функционал электронной торговой площадки также блокируется.
Для правильного рассмотрения жалобы следует обращать внимание на указание, в чем именно состоит нарушение прав и законных интересов участника.
Пример формулировки жалобы:
«Нарушение обжалуемым решением комиссии по госзакупкам прав и законных интересов заявителя состоит в том, что предложение было отклонено неправомерно из-за отсутствия заявления. Однако заявление было представлено в составе предложения (документ № 3, прилагается), чем нарушено право заявителя стать участником-победителем, так как предложение соответствовало документам процедуры запроса ценовых предложений и не было допущено комиссией к оценке и сравнению».
Также необходимо указывать нормы законодательства (абзац, часть, пункт, статья Закона № 419-З), которые нарушены.
Пример формулировки жалобы:
«Таким образом, комиссия заказчика неправомерно отклонила предложение заявителя, чем нарушила абзац второй пункта 4 статьи 48 Закона № 419-3».
В зависимости от результатов рассмотрения жалобы МАРТ может вынести обязательное для исполнения заказчиком предписание.
Справочно. Примерная форма жалобы размещена на официальном сайте МАРТ.
Резюме:
Действующий механизм обжалования позволяет участнику урегулировать спор с заказчиком либо напрямую обратиться с жалобой в МАРТ.
Следует отметить, что после рассмотрения заказчиком заявления о нарушении прав и при несогласии с решением участник в пределах сроков для обжалования не лишается возможности по этому же спору подать жалобу в МАРТ. Конкретный способ защиты определяется заявителем самостоятельно и не требует проведения с заказчиком каких-либо переговоров.
По общему правилу это реализуется путем подачи заявления (жалобы) посредством электронной торговой площадки, чем обеспечивается гласность и прозрачность при проведении процедуры госзакупки. При проведении же закрытой процедуры участник направляет заявление (либо жалобу) в письменной форме, что обусловлено спецификой проведения закрытой процедуры.