Вы на портале

Розыгрыши в сети с учетом правил платформ Meta, Telegram и ВКонтакте

С 27 апреля 2024 г. вступили в силу важные изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 24.01.2024 № 29 в Указ Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь» (далее — Указ № 51), согласно которым проведение розыгрышей в социальных сетях не считается рекламными играми при соблюдении ряда условий. Однако, кроме ограничений, установленных Указом № 51, интернет-ресурсы имеют свои собственные правила и политику, касающиеся проведения розыгрышей, нарушение которых может привести к блокировке аккаунта или другим негативным последствиям. 

В материале рассматривается порядок проведения розыгрышей в некоторых популярных социальных сетях применительно к новым положениям Указа № 51.

Шкода Александр
Шкода Александр

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов

1875 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) на своем сайте разместило разъяснение к Указу № 51. Разъяснением уточнено, что мероприятия с проведением розыгрышей призов на интернет-ресурсах, таких как аккаунты в социальных сетях, телеграм-каналы и мессенджеры, будут разрешены и не будут являться рекламными играми, если:

  • для участия в такой активности не потребуется совершение заказа, покупка или использование товаров, работ или услуг; 
  • не требуется предоставление документов, подтверждающих их приобретение или использование. 

Справочно.
Разъяснение МАРТ к Указу № 51 доступно по ссылке.

Важность этого разъяснения обусловлена тем, что оно подчеркивает следующее: владельцы интернет-ресурсов, включая блоги, страницы на веб-сайтах и другие онлайн-платформы, имеют право организовывать розыгрыши призов в своих аккаунтах, даже если они не являются собственниками самих сайтов или приложений.

Предполагается, что эти изменения создадут новые возможности для организации интерактивных мероприятий и акций в онлайн-среде, будут способствовать развитию цифрового маркетинга и увеличению вовлеченности аудитории.

Правила компании Meta для проведения розыгрышей

На платформах компании Meta, таких как Facebook и Instagram, установлены четкие правила и ограничения, регулирующие проведение розыгрышей. Ниже приведены некоторые из основных правил.

Запрет на использование функций платформы для участия. Участники розыгрыша не должны быть обязаны использовать какие-либо функции платформы (например, лайки, репосты и т.д.) для участия в розыгрыше. Например, нельзя требовать от участников рассказывать о розыгрыше, размещая информацию у себя на странице, или отмечать другие аккаунты под конкурсным постом.

Подробное описание правил. Организаторы должны ясно и подробно описать правила участия, включая критерии для выбора победителя, даты начала и окончания розыгрыша, а также то, как будет производиться оповещение победителей. Правила розыгрыша размещаются на странице, где проводится розыгрыш: это может быть основной или специально созданный аккаунт для проведения активности (отдельная группа, если розыгрыш проводится на Facebook).

Отказ от ответственности. Организаторы розыгрышей должны донести до участников, что компания Meta, как владелец онлайн-платформы, освобождается от какой-либо ответственности, связанной с проведением активности, а также уведомить участников о том, что розыгрыш не является спонсируемым, поддерживаемым или ассоциированным с компанией Meta.

Организация розыгрышей в телеграм-каналах 

На платформе Telegram существует функция под названием «Giveaway», которая предоставляет администраторам каналов возможность проводить розыгрыши прямо внутри приложения. При этом пользовательское соглашение Telegram содержит интересные условия, которые следует учитывать при проведении розыгрышей.

Возможности функции «Giveaway». Функция «Giveaway» предусматривает широкий спектр возможностей для проведения уникального розыгрыша: автоматически можно выбрать дату и время подведения итогов, проводить активность среди всей аудитории либо только среди новых читателей канала, устанавливать геоограничения (по странам) или указывать дополнительные каналы, на которые участникам нужно подписаться для участия в розыгрыше, и т.д.

Выбор победителей. Администратор телеграм-канала (организатор розыгрыша) до проведения розыгрыша, пользуясь встроенной функцией «Giveaway», выбирает критерии, по которым будут определены победители (количество призов, какие каналы участвуют в розыгрыше, кто может принять участие и т.д.). Результаты будут окончательные и не подлежат изменению.

Предотвращение мошенничества. Каналы, привлекающие пользователей путем ложной раздачи подарков, могут быть закрыты или помечены как мошеннические. Подписчики, привлеченные таким образом, будут удалены.

Доступность выигрыша. Функция «Giveaway» предусматривает обязательный подарок для победителя в виде премиальной подписки на Telegram. Победители розыгрыша получают ссылку с уникальным подарочным кодом, активирующим подписку Telegram Premium. Иные подарки приобретаются организаторами розыгрыша на свое усмотрение.

Правила сообщества ВКонтакте 

Розыгрыши в социальной се­ти ВКонтакте способствуют повышению активности пользователей на странице (в группе/сообществе) и укреплению связи с аудиторией. Однако проведение таких мероприятий поможет привлечь новых пользователей к контенту и продуктам только при соблюдении ряда положений.

Разрешенные условия. Допускается проведение розыгрышей с такими условиями, как поставить отметку «Нравится», поделиться записью, отметить друга, оставить комментарий, подписаться на сообщество или спонсора. Помимо этого, имеется функция «Опрос» для проведения творческих конкурсов, победители которых определяются голосованием. Последнее можно сделать открытым или закрытым, разрешить или запретить пользователям изменять голоса, после того как они уже кликнули на ответ, а также установить день и время, когда опрос завершится.

Результаты и подарки. Запрещено проводить конкурсы без заранее определенного выигрыша (приза). Итоги мероприятия должны быть опубликованы в заявленные в правилах (условиях) розыгрыша сроки. Если результаты не опубликованы или запись о розыгрыше удалена до объявления победителя, сообщество может быть заблокировано.

Участие организаторов. Администратор группы (руководитель сообщества), где проводится розыгрыш, не может стать победителем. Исключение составляют творческие конкурсы, где победителя выбирают путем голосования.

Ответственность и риски за нарушение правил проведения розыгрышей

Каждый из представленных популярных интернет-ресурсов для проведения розыгрышей имеет свои уникальные правила. Ответственность за нарушение правил проведения розыгрышей на платформах Meta (включая Facebook и Instagram), Telegram и ВКонтакте может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств и нарушений. Однако все они оставляют за собой право:

  • удалить контент, связанный с нарушением правил проведения розыгрышей, включая записи, объявления о конкурсах, комментарии и т. д.;
  • заблокировать аккаунт организатора розыгрыша или страницу сообщества за нарушение правил проведения розыгрышей. Блокировка может быть временной или постоянной в зависимости от серьезности нарушений.

Все это, как следствие, приведет к потере доверия и репутации со стороны участников. Многие компании инвестируют время и ресурсы в создание контента и запуск рекламных кампаний в социальных сетях. Потеря бизнес-аккаунта может привести к утрате всего результата. Поэтому во избежание негативных последствий организаторам розыгрышей следует внимательно ознакомиться не только с национальным законодательством, но и с правилами проведения розыгрышей, конкурсов и акций на каждом интернет-ресурсе и строго следовать им при организации своих мероприятий.

Выбор платформы 

Благодаря изменениям в законодательстве и освобождению розыгрышей в социальных сетях от статуса рекламных игр с 27 апреля 2024 г. появились новые возможности для организации различных мероприятий. В целом проведение розыгрышей в социальных сетях стало более привлекательным инструментом маркетинга. Сравнительный обзор ключевых моментов поможет определиться, на каком из интернет-ресурсов будет проще реализовать задуманную активность:

* Несмотря на то, что в правилах интернет-ресурсов Meta и Telegram не содержится явный запрет на участие организатора в собственном розыгрыше, рекомендуется следовать общепринятым нормам этики и принципам справедливости и избегать участия в собственных розыгрышах, а также предпринимать меры для обеспечения прозрачности и честности проведения розыгрыша.

1875 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме