Действие 1. Обращение с жалобой в областную ИМНС
Решением областной ИМНС решение начальника районной инспекции оставлено без изменения, а жалоба — без удовлетворения.
Отметим, что досудебное урегулирование споров с налоговыми органами не является обязательной процедурой, однако плательщику не следует пренебрегать такой возможностью. Данный порядок рассмотрения споров по сравнению с судебным имеет ряд преимуществ: он является оперативным, менее сложным и бесплатным для плательщика.
Действие 2. Признание недействительным ненормативного правового акта в судебном порядке
Справочно.
Основанием для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа является его несоответствие требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (ст. 227 ХПК).
Суд признал заявленное требование подлежащим удовлетворению на основании следующего.
ОАО «М» в установленный срок было перечислено в бюджет 90 % дивидендов. Штраф в размере 10 % подлежит исчислению от суммы платежа, по которой допущена просрочка.
На момент рассмотрения спора судом ОАО «М» допустило переплату налогов в сумме, превышающей исчисленный штраф. При таких обстоятельствах штраф считается погашенным в полном объеме.
В случае несвоевременного перечисления в бюджет дивидендов, начисленных на принадлежащие государству акции, с плательщика налоговыми органами в бесспорном порядке на основании информации органов приватизации взыскиваются в бюджет основная сумма платежа и штраф в размере 10 % от причитающейся основной суммы (подп. 1.18 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», далее — Декрет № 3).
Взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций и их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается на принципах:
— презумпции добросовестности субъектов хозяйствования;
— соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям (п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
Штраф представляет собой денежное наказание в виде взыскания с провинившегося определенной суммы денег, фактически это мера материального воздействия на юридических лиц, виновных в нарушении законов, действующих правил.
При таких обстоятельствах мера воздействия в виде взыскания штрафа в размере 10 % от всей суммы дивидендов не соответствует не только требованиям подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3, но и характеру применения ответственности в виде штрафа.
ИМНС произвела возврат списанных незаконно денежных средств по распоряжению начальника на расчетный счет ОАО «М» в полном объеме.
Действие 3. Защита прав и законных интересов в суде апелляционной инстанции
В апелляционной жалобе ИМНС сослалась на разъяснение Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (далее — Госкомимущество), в соответствии с которым исходя из формулировки подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 размер штрафа зависит от основной суммы дивидендов, подлежащей перечислению, а не от суммы, перечисленной с нарушением сроков уплаты дивидендов.
Справочно.
Директива Президента Республики Беларусь — указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение (п. 3 ст. 15 Закона «О нормативных правовых актах»).
Апелляционная инстанция с данным доводом не согласилась, указав, что на основании подп. 9.1 п. 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан, исходя из экономической логики рассматриваемой ситуации.
Апелляционная жалоба ИМНС оставлена без удовлетворения, решение суда — без изменения.
Действие 4. Защита прав и законных интересов в суде кассационной инстанции
В кассационной жалобе ИМНС указала, что в соответствии с Декретом № 3 штраф в размере 10 % подлежит исчислению именно от причитающейся основной суммы платежа, а не от уплаченной. Устанавливая штраф для акционерных обществ в размере 10 % от основной суммы платежа, законодатель предусматривает особую меру защиты государства как акционера.
Суд кассационной инстанции приостановил производство по делу в связи с направлением запросов в компетентный орган — Администрацию Президента Республики Беларусь, а также для истребования из Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь информации о сложившейся в налоговых органах правоприменительной практике.
Справочно.
В 2018 г. со 170 организаций было списано 8 383 000 руб. в счет уплаты штрафа за несвоевременное перечисление дивидендов в бюджет.
В своем ответе Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь указало, что штраф определяется от причитающейся основной суммы платежа без учета сумм частичной уплаты дивидендов.
Решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения, а кассационная жалоба ИМНС — без удовлетворения.
Действие 5. Обращение в областной исполком с ходатайством о внесении изменений в законодательство
Во избежание необоснованного применения штрафа (базы его исчисления), а также с целью защиты экономических интересов субъектов хозяйствования от бесспорного и необоснованного взыскания штрафа, не отнесенного к категории административного, ОАО «М» обратилось в областной исполком с ходатайством инициировать внесение:
— изменений в подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3, исключив из него норму, предусматривающую взыскание штрафа;
— дополнений в КоАП, дополнив главу 11 ст. 11.84, предусматривающей ответственность в виде штрафа в размере 10 % от несвоевременно оплаченной суммы дивидендов.
Справочно.
Предложения о внесении изменений в законодательные акты вносят в порядке, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 23.06.1998 № 327 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов».
Обоснование позиции ОАО «М» о внесении изменений в КоАП
В настоящее время штраф за несвоевременное перечисление дивидендов КоАП не предусмотрен. Распоряжение ИМНС вместе с платежным требованием о списании штрафа направляется непосредственно в банк плательщика и подлежит исполнению в день поступления.
Таким образом, акционерные общества в случае несвоевременного перечисления дивидендов лишены возможности защититься от штрафа, налагаемого налоговыми органами и взыскиваемого в бесспорном порядке, а именно:
— отстаивать свои права в ходе административного процесса (давать замечания на протокол, возражения в суде и т.п.);
— ходатайствовать о предоставлении отсрочки или рассрочки в уплате штрафа (ст. 14.7 ПИКоАП);
— ходатайствовать об освобождении от налагаемого штрафа (ст. 14.8 ПИКоАП).
Справочно.
Юридическое лицо может освобождаться от административной ответственности, если совершенное административное правонарушение признано малозначительным, либо по решению Президента Республики Беларусь (ст. 14.8 ПИКоАП; Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий»).
Какой результат дало обращение в исполком?
Областной исполнительный комитет указал, что он поддерживает позицию ОАО «М» совместно с соисполнителями (Областной комитет госимущества, областные ГФУ и ИМНС), вместе с тем проект изменений в Декрет № 3 уже направлялся Госкомимуществом. В проекте изменений предлагалось отменить взыскание штрафа в размере 10 % от причитающейся основной суммы платежа, но указанный проект не был согласован Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и находится на доработке.
Действие 6. Обращение в Госкомимущество с предложением о внесении изменений в законодательство
ОАО «М» обратилось в Госкомимущество с предложением о внесении изменений и дополнений в Декрет № 3 и КоАП. ОАО «М» указало, что установление конкретной санкции, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным характеру совершенного деяния. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо.
Справочно.
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь входит в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Какой результат дало обращение в Госкомимущество?
Госкомимущество указало, что оно неоднократно выступало инициатором внесения в Декрет № 3 изменений, предусматривающих исключение штрафа за несвоевременное перечисление дивидендов в бюджет. В настоящее время дорабатывается проект и обоснование необходимости принятия таких изменений. К сожалению, по состоянию на июнь 2019 г. изменения в Декрет № 3 не приняты.
Также Госкомимущество отметило, что принятие указанных изменений позволит избежать необоснованного и «неподъемного» штрафа со стороны налоговых органов, даст возможность субъектам хозяйствования в полной мере пользоваться средствами защиты от бесспорного списания.
Оцените статью!