Вы на портале

Новеллы законодательства о государственных закупках

Закон № 136-З принят ввиду необходимости приведения норм действующего Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным 29 мая 2014 г. в г. Астане (далее — Договор о ЕАЭС), с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 590), а также правоприменительной практикой.

Обновлено
Бакиновская Ольга
Бакиновская Ольга

Заместитель руководителя Института – начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права НЦЗПИ, кандидат юридических наук, доцент

Амельченя Юлия
Амельченя Юлия

Кандидат юридических наук, доцент, медиатор


Третьякова Анна
Третьякова Анна

Юрист

11205 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Единый информационный ресурс

Статьей 6 Закона № 136-З предусмотрено создание государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками (далее — ГИАС).

Цель ГИАС — информационное и аналитическое обеспечение государственных закупок путем взаимодействия с иными государственными информационными системами, государственными информационными ресурсами, электронными торговыми площадками и торговыми системами товарных бирж.

В рамках соблюдения преемственности Закона № 136-З и Закона № 419-З, а также с учетом положений Указа № 590 сохранено понятие «официальный сайт».

Информация, содержащаяся в ГИАС, общедоступна, размещается и предоставляется безвозмездно с использованием официального сайта (п. 3 ст. 6 Закона № 136-З).

Предполагается, что в дальнейшем аналитическая система заменит собой официальный сайт и вся информация в сфере государственных закупок будет размещаться в ней.

Во избежание дублирования информации в аукционных, конкурсных документах и документах, предоставляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, приглашение квалифицируется как часть документов, предоставляемых для подготовки предложения (абз. 4 п. 2 ст. 6 Закона № 136-З). Это нововведение относится ко всем процедурам государственных закупок.

Участники процедуры госзакупок

Статьей 16 Закона № 136-З устанавливаются единые требования к участникам процедур государственных закупок (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые являются предметом государственной закупки.

Определен порядок включения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, в соответствующий список (ст. 17 Закона № 136-З). Подобный порядок формирования реестров недобросовестных поставщиков установлен в Российской Федерации и Республике Казахстан.

Справочно.
Нормы ст. 17 Закона № 136-З обязывают заказчика (организатора) в течение месяца со дня истечения срока для заключения договора (его расторжения) направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам информацию о включении такого лица в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок.

Дополнительные требования к участникам определены нормами абз. 7 ст. 9 Закона № 136-З.

По сравнению с действующим Законом № 419-З список дополнен случаем включения в него поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которыми заказчики (организаторы) в одностороннем порядке расторгли договоры о закупках по причине их несоответствия требованиям к участникам или предоставления ими недостоверной информации. Отметим, что учтено положение п. 13 Протокола о порядке регулирования закупок, содержащееся в Приложении 25 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол к Договору о ЕАЭС), согласно которому поставщики, уклонившиеся от заключения договора, не исполнившие его (ненадлежащим образом исполнившие) либо договоры с которыми расторгнуты, включаются в список на основании решения суда и (или) уполномоченных регулирующего и (или) контролирующего органа власти государства-члена в сфере закупок на два года.

Годовой план

Статья 19 Закона № 136-З содержит нововведения в отношении годового плана государственных закупок: в отличие от нормы Закона № 419-З (п. 2 ст. 18), определяющей необходимость ежегодного утверждения заказчиком годового плана закупок и его размещения до 8 марта текущего года, обновленная норма предусматривает формирование годового плана ежегодно и размещение его после утверждения заказчиком в течение 5 рабочих дней на электронной торговой площадке, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.

Справочно.
Размещение в ГИАС годового плана государственных закупок, изменений и (или) дополнений в него обеспечивают операторы электронной торговой площадки и ГИАС.

Скорректированы требования к годовому плану государственных закупок: заказчик может проводить процедуры государственных закупок только после размещения годового плана в ГИАС (исключения определены п. 2 ст. 19 Закона № 136-З и связаны с потребностями в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы).

Корректировка сроков

Статьей 23 Закона № 136-З устанавливаются новые сроки для подготовки и подачи предложений (почти все сокращаются в два раза):

— для открытого конкурса — не менее 15 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке (п. 2 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС);

— для закрытого конкурса — не менее 15 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

— для электронного аукциона — не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее 10 календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин (п. 8 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС);

— для процедуры запроса ценовых предложений — не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов, предоставляемых юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, на электронной торговой площадке (п. 5 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС).

Условия договора

Законом № 136-З значительно переработаны, дополнены и реализованы в 3 статьях (ст. 24–26) нормативные предписания ст. 25 «Договор» Закона № 419-З, а также урегулированы вопросы его изменения, расторжения и обеспечения исполнения обязательств по договору.

Справочно.
При проведении закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений (если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) по результатам процедур заключается договор в письменной форме, а по результатам биржевых торгов — в порядке и форме, установленных законодательством о товарных биржах (п. 5 ст. 24 Закона№ 136-З).

Основными изменениями, касающимися заключения договора, являются:

— обязательность заключения договора в электронном виде на электронной торговой площадке по результатам проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (п. 4 ст. 24);

— установление нового срока заключения договора по результатам проведенной процедуры государственных закупок (по истечении 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя и не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя).

Сведения о договоре государственной закупки, заключенном по результатам проведения процедуры закупки из одного источника, фактически содержатся в справке о проведении процедуры закупки из одного источника, которая не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, должна размещаться заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке и составляется не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора (ст. 49 Закона № 136-З).

Подача и рассмотрение жалоб

Законом № 136-З определены лица, сроки, а также порядок подачи жалобы:

— юридическим или индивидуальным предпринимателем на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки — до истечения срока для подготовки и подачи предложений;

— участником на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения;

— участником процедуры закупки из одного источника на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов — со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.

Справочно.
Участник (иное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) вправе подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством ее размещения в ГИАС в реестре жалоб, за исключением проведения «закрытых» процедур (ст. 52, 53 Закона № 136-З).

Предусмотрена возможность приостановления как для «открытых» процедур, так и для «закрытых» процедур государственных закупок (закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений), биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника (ч. 2 п. 1 ст. 53 Закона № 136-З). В отличие от «открытых» процедур информация о принятии жалобы при «закрытых» процедурах не размещается в ГИАС и на электронной торговой площадке, а направляется уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу, поскольку данные процедуры не проводятся на электронной торговой площадке.

Справочно.
Процедура государственной закупки приостанавливается на срок рассмотрения жалобы, не превышающий 10 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки.

По сравнению с Законом № 419-З срок приостановления процедуры государственной закупки при подаче жалобы значительно сокращен, что связано со сроком заключения договора по результатам проведения процедуры государственной закупки, предусмотренным в Договоре о ЕАЭС (подп. 9 п. 2 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС).

Справочно.
В настоящее время согласно п. 2 ст. 56 Закона № 419-З срок приостановления процедуры государственных закупок составляет не более 30 календарных дней.

Еще один немаловажный момент — это обязанность для лиц, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются, направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам отзыв на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения (п. 4 ст. 53 Закона № 136-З). При этом лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам возражение на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения.

Справочно.
Во всех случаях заказчик не вправе заключать договор до принятия уполномоченным государственным органом по государственным закупкам решения по существу жалобы.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы при «открытых» процедурах, размещается уполномоченным государственным органом до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки в реестре жалоб, а при «закрытых» процедурах, биржевых торгах и процедуре закупки из одного источника до истечения срока приостановления процедуры направляется в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже и лицу, подавшему жалобу (ч. 3 п. 5 ст. 53 Закона № 136-З).

Проверки не отменяются

Вводятся абсолютно новые нормы, регулирующие порядок проведения камеральных проверок (ст. 54 Закона № 136-З).

Понятие «камеральная проверка» «завуалировано» в полномочиях уполномоченного государственного органа по государственным закупкам (ст. 10 Закона № 136-З). Основанием для камеральной проверки является принятая к рассмотрению жалоба (п. 1 ст. 54). Вместе с тем камеральная проверка проводится не по всем процедурам государственных закупок (например, в случае проведения «закрытых» процедур, биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника камеральная проверка не проводится).

Справочно.
Камеральная проверка — это проверка по месту нахождения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам на основании изучения документов и информации, полученных им в соответствии с Законом № 136-З и иными актами законодательства, без истребования от проверяемого субъекта иных документов и информации (ст. 10 Закона № 136-З).

Нарушения, выявленные в результате камеральной проверки, отражаются в акте, размещаемом на электронной торговой площадке не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки. Заказчик (организатор) может направить возражения по акту камеральной проверки в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством электронной торговой площадки не позднее 3 рабочих дней со дня размещения акта камеральной проверки (п. 2 ст. 54 Закона № 136-З).

В случае выявления нарушений законодательства о государственных закупках уполномоченный государственный орган выносит предписания, обязательные для исполнения заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором электронной торговой площадки.

Иные новеллы

Иные новеллы Закона № 136-З:

— необходимость включения в состав комиссии по государственным закупкам преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом образовательных программ дополнительного образования в сфере государственных закупок;

— закрепление требования о размещении утвержденных заказчиком конкурсных и аукционных документов на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их утверждения (п. 2 ст. 32, п. 2 ст. 39 Закона № 136-З);

— приведение перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника в соответствие с аналогичным перечнем, содержащимся в Приложении 3 к Протоколу к Договору о ЕАЭС.

11205 Shape 1 copy 6Created with Avocode.