Вы на портале

Новеллы законодательства об иностранной безвозмездной помощи для субъектов хозяйствования (комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5)

Президентом Республики Беларусь издан Декрет от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи», касающийся в том числе деятельности субъектов хозяйствования.
Обновлено
Козикова Ирина
Козикова Ирина

Помощник юриста в адвокатском бюро «Боровцов и Салей БИС»

Магистр юридических наук

3473 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 утверждено Положение о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ (далее — Декрет № 5, Положение). Документ вступит в силу с 4 марта 2016 г. и заменит собой действующий Декрет от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет № 24). Новый акт значительно объёмнее своего предшественника, поскольку законодатель систематизировал информацию, содержащуюся в нескольких нормативных актах.

Анализируя нововведения Декрета № 5, отметим те изменения, которые могут быть актуальны для субъектов хозяйствования.

Дополнено определение иностранной безвозмездной помощи

Установлено, что иностранной помощью являются, в частности, денежные средства, выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь. Кроме того, недвижимое имущество, находящееся за пределами Республики Беларусь, не будет являться иностранной помощью.

Цели получения иностранной безвозмездной помощи

Расширен перечень целей, на которые может быть использована иностранная безвозмездная помощь. К дополнительно введенным целям, в частности, относятся: развитие кинематографии, изобразительного, музыкального, театрального, хореографического и иных видов искусств; проведение культурных мероприятий; развитие и поддержка народного творчества; развитие физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта; укрепление материально-технической базы государственных учреждений; строительство, ремонт (реконструкция) объектов социального назначения и т.д.

Также изменился порядок согласования получения иностранной помощи на иные цели, то есть на цели, не установленные Декретом № 5. Ранее в соответствии с Декретом № 24 иные цели получения иностранной помощи определялись Управлением делами Президента Республики Беларусь только по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Со вступлением в силу Декрета № 5 при получении иностранной безвозмездной помощи в сумме до 500 базовых величин согласование с Президентом не требуется.

Регистрация иностранной помощи

По общему правилу помощь, полученная юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее — Департамент). Новым моментом для субъектов хозяйствования станет возможность получения товаров без регистрации их в качестве иностранной помощи. Это будет возможно при соблюдении следующих условий:

  • получателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
  • передается товар, стоимость которого составляет до 500 базовых величин;
  • передаваемый товар будет использоваться в производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

Также регистрации не будут подлежать рекламная продукция и образцы товаров, полученные для сертификации и изучения технических характеристик и потребительских свойств.

Стоит отметить, что Декрет № 24 не устанавливал минимальный размер иностранной помощи, регистрация которой не требуется. Декрет № 5 установил эту планку, однако только в отношении товаров. Вопрос о предоставлении без регистрации иностранной помощи в виде денежных средств остается открытым.

Также критической оценке может быть подвергнута формулировка «производственно-хозяйственная деятельность». В законодательстве Республики Беларусь отсутствует легальное определение данного понятия, что может вызвать вопросы при правоприменении и привести к тому, что установление факта соблюдения данного условия будет носить субъективный и оценочный характер.

Иностранная помощь в виде товаров (имущества)

Ряд нововведений касается иностранной помощи в виде товаров (имущества):

  1. в отдельную главу выделен порядок получения помощи в виде имущества (гл. 3 Положения). В ней, в частности, определены сроки приемки имущества (1 месяц со дня его ввоза в Беларусь или не позднее 3 рабочих дней со дня приобретения на территории Беларуси), установлен различный порядок приемки для юридических лиц и ИП (для юридического лица необходимы создание комиссии и приемка в присутствии местного исполнительного и распорядительного органа, а для ИП этого не требуется);
  2. для отдельных категорий товаров в исключение из действующего правила установлена возможность подачи заявления о регистрации до их ввоза в Республику Беларусь. Такими товарами являются: лекарственные средства (при наличии ходатайства одной из организаций здравоохранения, перечисленных в п. 21 Положения), пищевые продукты, требующие специальных условий хранения, а также иные товары, за исключением изделий медицинского назначения и медицинской техники (при наличии ходатайства государственного органа или организации, установленных в п. 33 Положения);
  3. недвижимое имущество, которое находится на территории Республики Беларусь, может быть иностранной помощью. Существенным условием таких сделок является указание сведений о предоставлении недвижимого имущества в качестве помощи. В таком случае срок обращения за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество составляет 1 месяц со дня регистрации в Департаменте в качестве помощи, но не позднее 6 месяцев со дня подписания договора. При этом в Декрете № 5 установлены «бессрочные» ограничения в отношении переданного недвижимого имущества. Так, без согласования с Департаментом покупатель не вправе осуществлять сделки с недвижимым имуществом, влекущие возникновение, переход или прекращение прав, предусматривающие возможность перехода прав на него к иным лицам, а также осуществлять реконструкцию и другие действия, влекущие изменение технических характеристик недвижимого имущества;
  4. при невозможности целевого использования имущества, с даты согласования цели использования которого прошло более 5 лет, установлена обязанность для получателя помощи обратиться в Департамент для согласования использования имущества на другие цели (п. 55 Положения).

Налогообложение

В сфере налогообложения иностранной безвозмездной помощи внимания заслуживают следующие изменения:

  1. расширен перечень налогов, от которых может быть освобождена помощь. Теперь к таким налогам относятся также налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  2. по общему правилу (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) помощь в виде беспроцентных займов, взносов иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь не освобождается от налогов, сборов (пошлин);
  3. в случае получения иностранной помощи на «иные цели» для освобождения от налогов необходимо также наличие заключения компетентного государственного органа. Порядок получения заключения в конкретном органе определен п. 33 Положения;
  4. при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи суммы курсовых разниц, возникающие у получателя помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, не включаются в состав внереализационных доходов или расходов, учитываемых при налогообложении. При нецелевом использовании иностранной помощи указанные суммы курсовых разниц учитываются при налогообложении;
  5. проценты по вкладу (депозиту) в том случае, когда помощь приобретена в виде денежных средств, помощью не являются и не подлежат освобождению от налогов.

Технические (процедурные) вопросы

К изменениям, носящим технический (процедурный) характер, можно отнести следующие:

  1. сокращен срок регистрации помощи. Общий срок составляет 10 рабочих дней, следующих за днем подачи в Департамент заявления о регистрации помощи, специальный срок (при регистрации помощи на цели, согласуемые с Президентом, или при освобождении помощи от налогов) — 5 рабочих дней, следующих за днем согласования Президентом цели использования помощи и (или) ее освобождения от налогов;
  2. при рассмотрении документов Департамент уже не может запрашивать дополнительную информацию и документы непосредственно у получателя, как было установлено в Декрете № 24. В соответствии с Положением сведения могут запрашиваться у государственных органов и иных организаций.

Декрет № 5 существенно систематизировал нормы об иностранной безвозмездной помощи, сведя воедино положения из различных нормативных правовых актов. Наиболее ярким примером изменений для субъектов хозяйствования, несомненно, станет возможность получения товаров стоимостью до 500 базовых величин и рекламной продукции без их регистрации в качестве иностранной помощи.

Резюме

Декрет № 5 существенно систематизировал нормы об  иностранной безвозмездной помощи, сведя воедино положения из различных нормативных правовых актов. Наиболее ярким примером изменений для субъектов хозяйствования, несомненно, станет возможность получения товаров стоимостью до 500 базовых величин и рекламной продукции без их регистрации в качестве иностранной помощи.

3473 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме