Вы на портале

Проблемные вопросы проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 666 перечень административных процедур дополнен, в частности, п. 10.22-1 (государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства). Данная административная процедура стала де-факто обязательной для доступа на рынок ряда наименований продукции зарубежного производства. При этом на практике прохождение экспертизы связано с определенными проблемами.
Обновлено
Ряузов Василий
Ряузов Василий

Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма "Лоер Сити"»

3448 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее — постановление № 666) вступило в силу с 27 августа 2015 г. Для практического применения постановления № 666 и проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы (далее — экспертиза) следует дать ответ на ряд вопросов, речь о которых пойдет ниже.

Что понимается под зарубежной продукцией?

Полагаем, чтобы понять, является ли продукция зарубежной, необходимо противопоставить термину «продукция зарубежного производства» термин «отечественный товар» — то есть товар, который произведен, создан или значительно изменен на экономической территории государства. При этом в нашем понимании термины «продукция» и «товар» для целей экспертизы являются синонимами. Следовательно, товар, который не подпадает под критерий отечественного, является зарубежным. Однако исходя из толкования, данного Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (далее — РЦГЭиОЗ) (а именно п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10.09.2015 № 47, далее — постановление № 47), товары, произведенные на территории государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), не подлежат экспертизе. Таким образом, подлежат экспертизе товары, которые были произведены, созданы или значительно изменены за пределами государств — членов ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация).

Какой перечень нужно применять для целей экспертизы?

Для правильного применения постановления № 666 следует внимательно изучить письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О государственной санитарно-гигиенической экспертизе продукции зарубежного производства» (далее — письмо Минздрава), Перечень продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 635 (далее — Перечень № 635, постановление № 635), а также постановление № 47 и утвержденный им Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе (далее — Перечень № 47).

Оставляя за рамками вопросы о том, имеет ли право Главный государственный санитарный врач утверждать перечень соответствующей продукции, отметим, что и постановлением № 47, и постановлением № 635 утверждены действующие редакции перечней. Возникает вопрос: какой перечень нужно применять в данном случае?

Ввиду того, что экспертизу проводят центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, для которых постановление № 47 является обязательным, и поскольку постановление № 47 помимо общего термина приводит более конкретные наименования товаров, полагаем, что для целей практического применения можно сделать следующий вывод: экспертизе подлежат товары, которые были произведены, созданы или значительно изменены за пределами государств — членов ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация), согласно перечню, утвержденному постановлением № 47, с учетом пояснений, содержащихся в письме Минздрава.

Как соотнести конкретный товар с перечнем товаров, подлежащих экспертизе?

В связи с тем, что в постановлении № 47 не использованы привязки к общепринятой классификации товаров по кодам ТН ВЭД, соотнесение конкретного ввозимого в Беларусь товара с постановлением № 47 может представлять определенные сложности. С одной стороны, проведение экспертизы лишним не будет, однако каким образом соотнести товар с кодом ТН ВЭД?

Для решения указанного вопроса считаем необходимым обратиться в первую очередь к решению Комиссии Таможенного союза № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» (принято в г. Санкт-Петербурге 28.05.2010, далее — Решение № 299). Согласно данному документу в единый Перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее — Перечень № 299), входит ряд товаров с прямо указанными кодами ТН ВЭД. При этом следует учитывать, что Перечень № 299 намного шире Перечня № 47, а последний должен полностью входить в первый перечень.

На практике возник следующий вопрос. В соответствии с п. 8 Перечня № 47 государственной экспертизе подлежит, в частности, «технологическое оборудование для пищевой промышленности, общественного питания». А согласно Перечню № 299 санитарному контролю подлежит «оборудование для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов или напитков (код ТН ВЭД ТС 8438)». В Беларусь ввозится произведенное в Италии «оборудование для приготовления кофе и иных горячих напитков (код ТН ВЭД 8419)». Подлежит ли оно экспертизе? Полагаем, что не подлежит, поскольку не упомянуто в Перечне № 299.

В то же время РЦГЭиОЗ прямо указан в упомянутом выше письме Минздрава как орган, дающий разъяснения по данному вопросу. Поэтому в случае сомнений рекомендуем направить письменное обращение.

Как часто нужно проводить испытания и экспертизу?

В разъяснении, приведенном в письме Минздрава, содержится следующее: «Протоколы исследований (испытаний) в течение одного года с момента их оформления могут быть использованы при выдаче санитарно-гигиенических заключений на последующие партии ввозимой данным субъектом хозяйствования продукции в учреждении, выдавшем первичное заключение, при условии отсутствия изменений состава продукции, влияющего на ее гигиеническую безопасность, а также изменений гигиенических требований к продукции в технических нормативных правовых актах».

Таким образом, каждую вновь ввозимую в течение года после испытаний партию тождественной продукции можно не испытывать.

Однако ключевая для практики «норма» письма Минздрава приведена ниже: «При наличии во внешнеторговом контракте (договоре) на поставку продукции зарубежного производства полномочий, делегированных производителем заявителю на государственную санитарно-гигиеническую экспертизу, в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия Республики Беларусь и в части ответственности за ее несоответствие требованиям такого законодательства, санитарно-гигиеническое заключение оформляется на срок действия протокола. При этом в санитарно-гигиеническом заключении указываются номер и дата внешнеторгового контракта (договора)».

Таким образом, для того чтобы проходить экспертизу не чаще одного раза в год (срок действия протоколов согласно письму Минздрава по разным товарам составляет от одного года до трех лет) по каждой товарной позиции из постановления № 47, рекомендуем включить в текст договора с производителем следующее условие: «Производитель делегирует заявителю следующие полномочия в Республике Беларусь: на государственную санитарно-гигиеническую экспертизу, в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия Республики Беларусь и в части ответственности за ее несоответствие требованиям такого законодательства».

3448 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№9, сентябрь 2015
3249