Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»
Дата вступления в силу: 16.05.2017
Глава 6 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) «Совершение исполнительных действий» предусматривает ряд законодательных нововведений, значительно расширяющих объем мер воздействия, которые могут быть применены судебными исполнителями и судом по отношению к должникам.
Каким должностным лицам могут быть запрещены выезд из Республики Беларусь и посещение игорного заведения?
Одной из мер по обеспечению исполнения является временное ограничение права должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника — юридического лица на выезд из Республики Беларусь.
К должностным лицам юридического лица относятся руководитель, главный бухгалтер должника — юридического лица, а также лица, входящие в коллегиальный исполнительный орган должника — юридического лица, иные лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником — юридическим лицом.
Данная мера может быть весьма действенной, когда нужно взыскать с вышеуказанных лиц денежные средства для погашения задолженности по исполнительному производству.
Вместе с тем возможность ограничения выезда из Республики Беларусь учредителей должника — юридического лица является достаточно призрачной и труднореализуемой на практике.
В настоящее время сложно представить себе ситуацию, когда требования исполнительного документа будут обращены непосредственно не к должнику в лице его руководителя, а, например, к его учредителям. Полагаем, что обязанность по исполнению требований исполнительного документа, например о взыскании задолженности, лежит непосредственно на директоре либо коллегиальном исполнительном органе, а также, косвенно, на главном бухгалтере должника. Учредитель не обязан самостоятельно предпринимать меры по исполнению требований исполнительного документа о взыскании денежных средств. При такой трактовке указанной нормы ограничить выезд иных должностных лиц должника за пределы Республики Беларусь будет невозможно. Если же в исполнительном документе, например, будет указано требование о понуждении общества внести изменения в учредительные документы, то в случае временного отсутствия у должника исполнительного органа такое требование может быть исполнено учредителями.
Еще одним нововведением ст. 60 Закона является возможность применения в качестве меры по обеспечению исполнения временного ограничения должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений. Данная мера также может быть принята только судом в порядке, определенном процессуальным законодательством.
В каких случаях судебный исполнитель отказывает в принятии мер по обеспечению исполнения?
Порядок принятия мер по обеспечению исполнения судебным исполнителем урегулирован в ст. 61 Закона. Данные меры принимаются судебным исполнителем по ходатайству взыскателя или по собственной инициативе. Ходатайство о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается не позднее 3 дней со дня его поступления.
Статья 61 Закона впервые нормативно закрепляет основания для отказа в принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.
В принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа может быть отказано, если:
- причины, указанные взыскателем в ходатайстве о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, признаны судебным исполнителем недостаточно обоснованными;
- принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа может существенно нарушить права и законные интересы иных лиц;
- принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа будет препятствовать исполнению этого исполнительного документа.
Согласно части четвертой ст. 61 Закона как принятие, так и отказ в принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа оформляются постановлением судебного исполнителя.
Как и ранее, вопрос о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается без вызова сторон исполнительного производства.
Еще одним новшеством является положение о направлении постановления судебного исполнителя сторонам исполнительного производства, а также иным лицам, на которых возложена обязанность принятия соответствующих мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством.
Какие действия сможет предпринять судебный исполнитель в отношении транспортного средства должника?
Судебный исполнитель будет наделен правом выносить постановление о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника (абзац пятнадцатый части первой ст. 63 Закона).
В случае обнаружения арестованного транспортного средства должника, в отношении которого судебным исполнителем вынесено постановление, сотрудник соответствующего государственного органа задерживает это транспортное средство, осуществляет его принудительную отбуксировку (эвакуацию) и помещение на охраняемую стоянку, а также информирует об этом судебного исполнителя.
Порядок вынесения соответствующего постановления конкретизирован в ст. 67 Закона. В случае установления факта принадлежности должнику транспортного средства судебным исполнителем принимаются меры по установлению места нахождения данного транспортного средства и наложению на него ареста, а при необходимости осуществляются также задержание, принудительная отбуксировка (эвакуация) и помещение на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника.
При невозможности установить место нахождения транспортного средства должника судебный исполнитель выносит постановление о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника и направляет это постановление в государственные органы, уполномоченные осуществлять задержание, принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства и помещение его на охраняемую стоянку.
Сможет ли должник после ареста расчетных счетов открыть новые банковские счета в том же либо в другом банке?
Одним из самых распространенных исполнительных действий в настоящее время является вынесение судебным исполнителем постановления о приостановлении операций по текущим расчетным счетам должника.
В части второй ст. 63 Закона закреплено, что постановление судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, является исполнительным документом, направляется сторонам исполнительного производства, третьим лицам, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.
Вместе с тем после приостановления операций по расчетному счету должник нередко открывает в том же либо в другом банке новый расчетный счет и продолжает дальше скрывать свои денежные средства от судебных исполнителей. Для решения данной проблемы судебные исполнители в порядке, предусмотренном ст. 351 ХПК, запрещали банкам открывать в отношении должника новые банковские счета.
Необходимо отметить, что в настоящее время указанный запрет исполняется далеко не всеми банками. Отказывая в исполнении данного запрета судебного исполнителя, некоторые банки указывают на то, что открытие текущего (расчетного) счета в банке осуществляется путем заключения договора текущего (расчетного) банковского счета в порядке, предусмотренном ст. 197–199 Банковского кодекса Республики Беларусь. В соответствии со ст. 199 этого Кодекса, ст. 396 ГК банк обязан заключить договор текущего (расчетного) банковского счета с любым физическим или юридическим лицом, обратившимся с предложением открыть ему текущий (расчетный) банковский счет, на условиях, определенных ими для открытия таких счетов. Банк вправе отказать физическому или юридическому лицу в открытии текущего (расчетного) банковского счета в случаях, предусмотренных законодательными актами.
При наличии постановления судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам должнику не могут открываться иные банковские счета.
Решение данной проблемы также нашло свое отражение в нормах Закона. Частью второй ст. 63 Закона предусмотрено, что при наличии постановления судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам должника или информации о таком приостановлении, полученной из автоматизированной информационной системы, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями, должнику не могут открываться иные банковские счета.
Будет ли постановление судебного исполнителя являться основанием для государственной регистрации объекта недвижимости должника?
Многие нормы Закона направлены на урегулирование сложных практических ситуаций, остававшихся до последнего времени неразрешенными. Для примера можно вспомнить ситуацию, когда у должника в собственности находится незарегистрированный и не введенный в эксплуатацию объект недвижимости. В такой ситуации зарегистрировать объект недвижимости без волеизъявления лица, которому он принадлежит, невозможно. Нередко в подобных случаях должник либо не имеет денежных средств, необходимых для оплаты связанных с государственной регистрацией объекта недвижимости процедур, либо просто не хочет обращаться за государственной регистрацией. Наложение ареста на незарегистрированный объект недвижимости нецелесообразно, так как его потенциальный покупатель неминуемо столкнется с необходимостью получения разрешения должника на переоформление данного объекта недвижимости и, если должник будет вести себя недобросовестно, взыскатель не сможет оформить на себя приобретенное у судебного исполнителя имущество. В таком случае судебный исполнитель находится в патовой ситуации, когда, несмотря на наличие у должника имущества, на него фактически невозможно обратить взыскание.
Попытка решения данной проблемы была предпринята в абзаце третьем п. 11 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», в котором указывалось, что судебный исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, на имя взыскателя в случаях и порядке, установленных законодательными актами.
Вместе с тем органы по государственной регистрации недвижимого имущества нередко отказывали судебным исполнителям в проведении регистрационных действий, ссылаясь на то, что письмо судебного исполнителя не является основанием для регистрации возникновения, перехода, прекращения прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.
Судебный исполнитель сможет выносить постановление об обращении за осуществлением государственной регистрации, которое будет являться исполнительным документом.
Представляется, что разрешить данный вопрос смогут положения части второй ст. 65 Закона, в которой установлено, что об обращении за осуществлением государственной регистрации судебный исполнитель выносит постановление, которое является исполнительным документом.
В заключение отметим, что закрепление в Законе возможности совершения судебными исполнителями вышеизложенных исполнительных действий является качественным шагом вперед на пути совершенствования законодательства об исполнительном производстве. Грамотный подход к реализации предоставленных судебному исполнителю полномочий по совершению отдельных исполнительных действий, несомненно, будет способствовать полному и своевременному исполнению требований исполнительных документов.
Представляется, что взыскатели также должны оказывать судебному исполнителю активное содействие и своевременно предоставлять имеющуюся у них информацию о должнике, свидетельствующую о наличии оснований для совершения соответствующих исполнительных действий.