В проекте реализованы следующие основные проблемные вопросы, выявленные на практике:
- изменение названия Закона «О несостоятельности и банкротстве» — отражает концепцию новой редакции закона о реализации должником своего права самостоятельно и вовремя принять решение об уходе в судебную процедуру санации, не передавая решение этого вопроса кредиторам, как это происходит в настоящее время, или решение о ликвидации через процедуру банкротства в случае, когда сохранение бизнеса является нецелесообразным;
- изменение понятия «неплатежеспособность», отход от принципа определения неплатежеспособности на основании коэффициентов, характеризующих финансовое состояние должника, и привязка исключительно к невозможности исполнить денежные обязательства, срок исполнения которых наступил;
- определение единого субъекта, выступающего от имени государства в качестве кредитора по обязательным платежам, что позволит создать условия для существенного усиления превентивного внутреннего контроля за деятельностью управляющих (так называемый контроль «изнутри» в каждом деле о банкротстве). Таким субъектом выступит налоговый орган;
- установление четкого и доказуемого основания для подачи заявления должника, когда стоимости имущества недостаточно для расчета по денежным обязательствам перед кредиторами (в том числе с учетом возможного привлечения к субсидиарной ответственности за неисполнение такой обязанности);
- возложение расходов по банкротству отсутствующих должников на заявителей (кроме государственных органов). То есть предварительное внесение сумм вознаграждения управляющего на его расчетный счет по тем делам, где нет имущества;
- повышение открытости и прозрачности процедур банкротства путем сосредоточения всей информации по делам о банкротстве только в электронном реестре сведений о банкротстве, а также продажи имущества должника только через электронные торги. Сегодня электронный реестр существует, но предполагается, что он будет более активно использоваться в процедуре банкротства (например, при проведении собрания кредиторов). Электронные торги станут обязательными, и появятся соответствующие операторы, которые будут организаторами торгов;
- — стимулирование к добровольному и своевременному объявлению субъектами хозяйствования о своей несостоятельности для того, чтобы не упустить возможность сохранения бизнеса и восстановления платежеспособности. В этих целях предусматривается отход от экономических критериев определения оснований возбуждения конкурсного производства и переход на принцип неоплатности, то есть прекращение расчетов с кредиторами;
- установление нового порядка защиты требований, обеспеченных залогом, продажа предмета залога и, соответственно, изменение очередности удовлетворения требований кредиторов.
Сроки проведения процедур банкротства
Предполагаются сокращение сроков проведения процедур банкротства, их четкая регламентация, в том числе через установление месячного срока проведения первых торгов по продаже имущества должника в ликвидационном производстве, лимита количества торгов, проводимых в процедуре банкротства, а также ускоренное проведение санации в случае ее бесперспективности.
Институт антикризисных управляющих
В рамках проекта закона «О несостоятельности и банкротстве» предлагается:
Справка
В июле 2012 г. в Республике Беларусь принят новый Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Основная цель принятия действующего закона — создание правовых условий для справедливого распределения имущества должника среди кредиторов, с одной стороны, и сохранение, при наличии возможности, целостности технологического комплекса должника, с другой стороны, что выгодно в первую очередь экономической системе. Процедуры банкротства включают в себя не только процедуру ликвидации нерентабельных производств, но и, что более важно, процедуру оздоровления предприятий. В Республике Беларусь создан единый информационный ресурс сведений о банкротстве (Реестр сведений о банкротстве). Любое заинтересованное лицо может бесплатно найти в Интернете информацию о любом субъекте хозяйствования, находящемся в процедуре банкротства, перечне реализуемого имущества, времени и месте проведения торгов, сведения обо всех антикризисных управляющих республики и работающих в конкретных делах, а также о принятых судом решениях по делу и многое другое.
- упразднение института «государственных управляющих» и введение единого порядка назначения управляющих в отношении должников — государственных организаций и должников-частников путем случайного выбора кандидатуры управляющего;
- снятие ограничения по количеству дел, в которых управляющий может исполнять свои обязанности. Сегодня управляющий может вести одновременно только одно дело об экономической несостоятельности;
- введение единого порядка назначения управляющих в отношении должников путем случайного выбора кандидатуры управляющего, что исключает коррупционную составляющую при их назначении. Такой механизм успешно применяется в США (генератор случайных чисел по инструкции Минюста США), Сербии (специальная программа, разработанная международными консультантами) и Украине;
Справка
Практика назначения судом управляющего из 3 кандидатур заявителя выявила негативные стороны, так как предлагаются кандидатуры «дружественных» должникам или кредиторам управляющих для быстрой ликвидации должника с продажей активов инсайдерам или другим аффилированным лицам.
- стимулирование управляющих к более быстрому и эффективному проведению процедур банкротства через установление четкой зависимости получаемого ими вознаграждения от результатов их деятельности;
- предоставление управляющим права оспаривать решения органов управления должника, нарушающие интересы этого должника.
Сокрытие документов
Усиливается имущественная ответственность менеджеров по долгам должника за непередачу управляющему бухгалтерских и иных учетных документов в полном объеме.
Справка
Недобросовестные должностные лица скрывают бухгалтерские документы под благовидными предлогами (пожар, кража и т.д.) в целях уклонения от исполнения обязательств. По экспертным оценкам, только около 10 % субъектов передают в процедурах банкротства бухгалтерскую документацию в полном объеме.
Облегчение бремени доказывания позволит защитить менее подготовленную сторону — кредиторов (управляющему необходимо доказать только факт непередачи документов обязанным лицом).
Продажа и передача имущества должника
Изменится порядок продажи имущества должника. Сегодня это сложная процедура, она зависит от собрания кредиторов, суда. Предполагается упростить ее и автоматизировать, перейти на электронные формы. Устанавливаются четкие сроки проведения первых торгов по продаже имущества должника в ликвидационном производстве — не позднее одного месяца со дня открытия ликвидационного производства.
Предусматривается возможность передачи имущества должника в счет погашения требований кредитора не только после нерезультативных торгов. В случае невозможности продажи кредиторы будут иметь возможность взять в счет погашения долгов имущество.
Устанавливается обязанность управляющего предлагать всем кредиторам участвовать в приеме имущества в счет погашения долгов, закрепляются требования к процедуре осуществления такой обязанности.
Комиссия кредиторов
Создается возможность заочного голосования кредиторов, и предполагается разработка бюллетеня для такого голосования. Предусмотрено обязательное членство представителей работников должника в комиссии кредиторов.
Таким образом, проект в целом соответствует современным условиям экономического развития республики и создает нормативно-правовые условия для обеспечения экономической безопасности государства, важнейшим из которых должно стать сохранение возможности функционирования жизненно важных для страны производств, оказавшихся в силу различных факторов в состоянии неплатежеспособности.