Вы на портале

Новшества проекта Закона «О лицензировании»: вместо выдачи — предоставление

На сайте Национального правового Интернет-портала размещен проект Закона «О лицензировании» (далее — Проект), который, как представляется, должен заменить Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ). 

Проект уже принят Палатой представителей в первом чтении. По сравнению с Указом планируется изменить порядок получения лицензий постоянными представительствами, некоторые лицензируемые виды деятельности.

Стрельчик Александр
Стрельчик Александр

Юрист

8588 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Справочно.
С Проектом можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3giNqtk, с обоснованием к Проекту — по короткой ссылке bit.ly/349rEFX.

Постоянное представительство не обязательно

Исключена необходимость открытия постоянного представительства для получения лицензии.

Положение о лицензированииПроект
Право на получение лицензии, если иное не предусмотрено настоящим Положением, имеют (помимо прочих. — Прим. ред.):
— иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь
Получить лицензию, если иное не предусмотрено настоящим Законом, могут (помимо прочих. — Прим. ред.):

— иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств


В настоящее время иностранные организации имеют право на получение лицензии при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь. Вместе с тем представительства иностранных организаций могут осуществлять исключительно подготовительную и вспомогательную деятельность, то есть не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Требование о наличии у иностранной организации-соискателя представительства является причиной открытия указанного подразделения исключительно формально — для получения лицензии. Кроме того, это может вести к расходам на его содержание, притом что оно не обладает полномочиями на осуществление лицензируемой деятельности. 

Упразднение такого требования значительно упростит «вход» инвестиций на белорусский рынок.

Лицензируемые виды деятельности

Количество и перечень лицензируемых видов деятельности практически не изменяются. 

Из новых видов деятельности вводятся:

1. Деятельность в области железнодорожного транспорта общего пользования. 

Лицензируемый вид деятельности — деятельность перевозчиков, являющихся иностранными организациями (ИП), созданными в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС, доступ которых к услугам инфраструктуры на участках инфраструктуры предусмотрен международными договорами Республики Беларусь. 

Справочно.
Планируется ввести понятие «долицензионные требования» — требования, которым должен соответствовать соискатель для принятия решения о предоставлении лицензии. Таким образом, требования разделены на «до» и «после». Долицензионные требования предъявляются к соискателям при ее получении, а сами по себе лицензионные требования — после.

Лицензирование вводится в целях реализации Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. Согласно п. 7 Правил доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках ЕЭК (приложение 1 к приложению 2 к приложению 24 к Договору о ЕАЭС) доступ предоставляется оператором инфраструктуры при наличии у перевозчиков лицензии, выданной уполномоченным органом государства стороны, на территории которого расположена инфраструктура. 

2. Деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения. 

Порядок лицензирования такой деятельности определяется не Проектом, а Указом Президента Республики Беларусь от 05.04.2021 № 137 «О регулировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения».

Деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь и со сбором и распространением (в том числе в Интернете) информации о физических лицах в целях их знакомства, планируется разделить на два отдельных вида лицензируемой деятельности. 

Отдельные виды деятельности, например риэлтерская, из разновидности юридических услуг могут стать самостоятельными лицензируемыми услугами.

Справочно.
От получения лицензии планируется освободить санаторно-курортные и оздоровительные организации.

Вместо заключения

Структура Проекта если и не копирует структуру Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом, то мало чем отличается от него. Те же 3 раздела, те же 42 главы, примерно одинаковые по содержанию и смыслу, в конце практически тот же перечень лицензируемых видов деятельности. Те же цели лицензирования — обеспечение защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды, те же лицензирующие органы, примерно тот же перечень документов для получения лицензии, абсолютно те же сроки рассмотрения заявлений и далее по списку: действие лицензии (бессрочно), условия осуществления, приостановления и прекращения лицензии. 

Пожалуй, в конце можно отметить еще одно новшество — появление довольно внушительного Перечня потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг в отношении которых подлежит лицензированию в области промышленной безопасности. В зависимости от вида такого объекта это может быть проектирование, монтаж, наладка, ремонт, обслуживание либо один/несколько из этих видов работ. 

8588 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме