Вы на портале

Проект Закона «О лизинговой деятельности»: цель и структура


В 2020 г. Национальный банк (далее — Нацбанк) и Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь проанализировали практику применения Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 (далее — Указ № 99) и Правил осуществления лизинговой деятельности, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2014 № 526 (далее — Правила лизинга). По итогам анализа было определено, что законодательно сформирована правовая база для осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь, а также созданы все необходимые условия для развития лизинга. 

С целью комплексного регулирования отношений в сфере лизинговой деятельности и с учетом практики применения норм законодательства возникла необходимость консолидации нормативных предписаний в рамках одного законодательного акта. В связи с этим было принято решение включить в план подготовки законопроектов на 2021 г. проект Закона «О лизинговой деятельности» (далее — проект Закона).

Шиманович Сергей
Шиманович Сергей

Директор Ассоциации лизингодателей Беларуси



7764 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Проект Закона включает в себя большую часть уже существующих положений по регулированию лизинговой деятельности, предусмотренных действующими нормативными документами, и ряд новаций. В том числе: конкретизирует используемую в настоящее время терминологию лизинга, цели и принципы регулирования лизинговой деятельности, расширяет полномочия Нацбанка как регулятора лизинговой деятельности. 

Как изменяются существующие нормы

  1. При реализации договоров лизинга жилых помещений изменен подход в части определения рыночной стоимости возвращаемого предмета лизинга лизингодателю. Проект Закона предусматривает возможность определения рыночной стоимости по результатам продажи имущества на торгах. Срок уплаты возмещения лизингополучателю уменьшен до 15 рабочих дней.
  2. Изменен подход к исключению требований по созданию резервов лизинговыми организациями и фондов для обеспечения устойчивого безубыточного функционирования. Нацбанк устанавливает и (или) определяет порядок создания лизинговыми организациями резерва на покрытие возможных финансовых потерь при исполнении договоров лизинга.
  3. По договору возвратного лизинга, заключенного с лизингополучателем, являющимся физическим лицом, не выступающим в качестве индивидуального предпринимателя, проектом Закона устанавливается предельное минимальное значение стоимости предмета лизинга — 250 базовых величин (п. 5 ст. 14 проекта Закона).
  4. В отличие от положений подп. 1.12 п. 1 Указа № 99, в которых по договору лизинга, не завершенного выкупом предмета лизинга, лизингодатель ограничивался передачей предмета лизинга только в аренду, в п. 6 ст. 14 проекта Закона предусматривается возможность его передачи в том числе и в оперативный лизинг.

В отличие от положений Указа № 99 и Правил лизинга проектом Закона также предусмотрено, что в случае смерти физического лица, являющегося лизингополучателем, или объявления его умершим на основании решения суда наследование прав и обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а договор лизинга прекращается в случае признания судом физического лица, являющегося лизингополучателем, без вести отсутствующим либо в случае его смерти или объявления судом умершим при отсутствии у него наследников, устранении их от наследства, непринятии ими наследства либо отказе от него, за исключением договоров лизинга жилых помещений.

Справочно.
Полномочия Нацбанка, предусмотренные в действующих НПА:
— предъявлять требования к квалификации и деловой репутации руководителя лизинговой организации, лицу, исполняющему его обязанности более 4 месяцев, его заместителю, ответственному за выполнение правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ (при его наличии), ответственным должностным лицам в сфере ПОД/ФТ и ответственным за управление рисками лизинговой организации, иным физлицам, уполномоченным в соответствии с учредительными документами действовать от имени лизинговой организации;
— устанавливать требования к деловой репутации, предъявляемые к учредителям (участникам), собственнику имущества, иным владельцам лизинговой организации;
— устанавливать перечень сведений об учредителях, собственнике имущества и иных владельцах юридического лица, представляемых при включении в реестр.

Новые нормы законопроекта

В соответствии с проектом Закона Нацбанку будут предоставляться следующие полномочия:

  • устанавливать финансовые нормативы и их размеры для лизинговых организаций;
  • определять предельный уровень долговой нагрузки лизингополучателя — физического лица, не выступающего при заключении и исполнении договора лизинга в качестве ИП;
  • определять порядок и случаи проведения аттестации руководителя лизинговой организации;
  • временно отстранять от работы руководителя лизинговой организации, главного бухгалтера и их заместителей, определять максимальный срок, в течение которого должность руководителя лизинговой организации будет вакантной;
  • запрашивать и получать информацию о правонарушениях должностных лиц без их согласия; запрашивать информацию у лизинговой организации в случае выявления нарушений при осуществлении ими лизинговой деятельности; 
  • направлять в суд иски (заявления); направлять требования (предписания), рекомендации в рамках осуществления контроля за лизинговой деятельностью;
  • в целях недопущения включения в реестр лизинговых организаций субъектов, совершивших нарушения при осуществлении лизинговой деятельности, юридические лица, собственником имущества которых являлись учредители, владевшие не менее чем 10 % акций (долей) и которые были исключены из реестра за нарушения при осуществлении лизинговой деятельности, могут обратиться в Нацбанк за включением в реестр не ранее 12 месяцев со дня такого исключения.

Изменены также права и обязанности лизинговой организации, а именно:

  • введена обязанность по обеспечению наличия системы управления рисками в течение 3 месяцев со дня включения в реестр;
  • в отличие от положений подп. 1.71 п. 1 Указа № 99 п. 2 ст. 19 проекта Закона предусматривает, что при передаче прав и обязанностей лизингополучателя другому лицу в части временного владения и пользования предметом лизинга срок лизинга может быть изменен, но только в случае заключения соглашения о досрочном выкупе предмета лизинга.

Справочно.
Цель включения положения о возможности передачи прав и обязанностей лизингополучателя по договору лизинга другому лицу — решение проблемы неплатежеспособности лизингополучателя.

Досрочный выкуп предмета лизинга будет способствовать благополучному завершению сделки, осуществленной в рамках условий о стоимости и сроке временного владения и пользования предметом лизинга, существовавших на момент передачи этих прав и обязанностей.

В целях уравнивания прав сторон договора лизинга п. 11 ст. 14 проекта Закона дополнительно предусмотрена необходимость указывать случаи, при которых допускается односторонний отказ лизингополучателя — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, от исполнения договора лизинга, и порядок расчетов между сторонами при их наступлении.

Важно!
В связи со вступлением в силу Нацстандарта бухучета и отчетности «Финансовая аренда (лизинг)», которым однозначно определено, у какой стороны договора лизинга и на каком счете учитывается предмет лизинга, исчезла необходимость определения такого существенного условия договора лизинга, как указание на сторону, осуществляющую учет предмета лизинга на балансе в составе активов. Данное условие исключается из существенных.

7764 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме