Новые перспективы рынка ценных бумаг в Беларуси
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З
Значительно уточнена терминология Закона «О рынке ценных бумаг». Сохранены подходы к регулированию эмиссии ценных бумаг, а также профессиональной деятельности на рынке. Расширен перечень случаев раскрытия информации эмитентами. Предусмотрена возможность создания саморегулируемых организаций профучастников.
С 11 июля 2015 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон), который признает утратившими силу действующие законы Республики Беларусь от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» и от 09.07.1999 № 280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь».
Закон, систематизируя структуру рынка ценных бумаг (далее — РЦБ), включил в себя нормы действующего законодательства, а также ввел ряд новых правил (в том числе для эмитентов-нерезидентов, депозитариев-нерезидентов, а также для эмитентов-резидентов при размещении эмиссионных ценных бумаг (далее — ЭМЦ) за пределами Республики Беларусь).
Законом установлены правила для государственного регулирования РЦБ, компетенция государственных органов, определен порядок эмиссии и обращения ЭМЦ, закреплены основы деятельности профессиональных участников РЦБ (далее — профучастники), а также саморегулируемых организаций профучастников РЦБ, урегулированы правовой режим информации на РЦБ и порядок защиты прав и законных интересов инвесторов.
В этой связи обратим внимание на положения Закона, которые, на наш взгляд, имеют важное значение для субъектов хозяйствования.
Закон предлагает иной подход к определению понятия ценных бумаг и вносит изменения в ст. 143 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В результате определение расширилось за счет отнесения к ценным бумагам не только документов как таковых, отвечающих определенным требованиям, но и совокупности определенных записей, удостоверяющих с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные и неимущественные права. Данное определение соответствует формам ценных бумаг — документарной и бездокументарной. Подтверждением права на последнюю признается выписка о состоянии счета, открытого для учета этой ценной бумаги (счета «депо») (ст. 1 Закона). Соответственно, права на бездокументарные ценные бумаги возникают с момента зачисления данных ценных бумаг на счет «депо» приобретателя.
Исходя из Закона эмитент, осуществивший эмиссию ЭМЦ, за исключением акций закрытого акционерного общества (далее — ЗАО), обязан составлять квартальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность и раскрывать информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности в форме ежеквартального и годового отчетов. При этом эмитент, кроме ЗАО,
в срок не позднее одного месяца после утверждения годового отчета размещает его на едином информационном ресурсе РЦБ*, а также публикует в печатных СМИ, и (или) размещает на своем официальном сайте в сети Интернет, и (или) доводит до сведения неопределенного круга лиц иным образом, определенным республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг (далее — Минфин).
Закон подробно описывает этапы процедуры эмиссии ЭМЦ:
Закон систематизирует основания для признания эмиссии ЭМЦ недобросовестной, а выпуска (дополнительного выпуска) ЭМЦ — недействительным (ст. 20 Закона), а также для приостановления или запрещения эмиссии ЭМЦ. Инициатором указанных действий выступает Минфин. Для эмитента предусмотрен специальный срок для защиты права и обращения в суд — в течение 6 месяцев со дня принятия упомянутых выше решений.
Эмитенту предоставлено право признать эмиссию ЭМЦ несостоявшейся (основания для этого устанавливаются в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ЭМЦ и проспекте эмиссии).
Эмитентом ЭМЦ может выступать только юридическое лицо (ст. 1 Закона). Для коммерческих организаций ограничений по эмиссии не установлено, а для некоммерческих — эмиссия ценных бумаг допускается в случаях, предусмотренных законодательством о ценных бумагах (часть шестая ст. 12 Закона).
Законом также определен перечень случаев, когда эмитент обязан раскрыть информацию о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, которые могут повлиять на стоимость ЭМЦ (ст. 56 Закона).
Перечень носит открытый характер, и к таким случаям, в частности, относятся совершение эмитентом крупной сделки, совершение эмитентом сделки, в отношении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, реорганизация (ликвидация) эмитента, его дочерних и зависимых хозяйственных обществ и иные.
Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам по составляющим ее работам и услугам с принятием Закона осталась в прежнем составе: брокерская, дилерская деятельность, деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, клиринговая и депозитарная деятельность, деятельность по организации торговли ценными бумагами.
Для осуществления отдельных видов деятельности уточнены требования:
Для брокерской деятельности введено определение маржинальных сделок, под которыми понимаются сделки, совершаемые с использованием денежных средств и (или) ценных бумаг, предоставленных брокером взаем (часть девятая ст. 31 Закона), с целью совершения сделок от имени и за счет клиента.
Для клиринговой деятельности определен круг субъектов, полномочных ее осуществлять: банки, небанковские кредитно-финансовые организации и организаторы торговли ценными бумагами.
Для депозитарной деятельности Закон дополняет круг ценных бумаг, в отношении которых она осуществляется: помимо акций, облигаций и государственных облигаций определены и бездокументарные закладные.
В Законе унифицирован перечень лиц, которым может быть предоставлена конфиденциальная информация о депоненте (владельце счета «депо») (часть третья ст. 43 Закона).
Саморегулируемые организации профучастников (далее — СРО) создаются на добровольной основе в целях координации деятельности профучастников, обеспечения и защиты их интересов; обеспечения соблюдения стандартов профессиональной этики на РЦБ; защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профучастников, являющихся членами СРО (часть первая ст. 52 Закона).
Закон не устанавливает обязательное членство для профучастников в СРО.
Установлены особенности оформления сделок на организованном рынке — они оформляются протоколом о результатах торгов (часть вторая ст. 24 Закона).
Сделки на неорганизованном рынке с ЭМЦ, за исключением ЭМЦ на предъявителя, совершаются в простой письменной форме путем заключения договора (помимо обозначенных Минфин имеет право определить иные существенные условия и реквизиты). Такие сделки подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием, за исключением некоторых сделок. Последствием несоблюдения данного требования является признание сделки недействительной (ничтожной).
Закон устанавливает специальные правила для размещения и обращения ценных бумаг эмитентов-нерезидентов и специальную процедуру признания таких ценных бумаг эмиссионными (ст. 21), по умолчанию допуская их только на организованный рынок.
Отдельная глава Закона посвящена информации на РЦБ. Она подразделяется на конфиденциальную и общедоступную, в свою очередь к конфиденциальной информации на рынке ценных бумаг относится инсайдерская и закрытая информация. При этом для инсайдерской и закрытой информации установлены круг лиц, правомочных располагать ею, их полномочия в части пользованию ею и правовые последствия для сделок, совершенных в нарушение правил использования информации.
В Законе сохранены подходы к ограничениям в сфере манипулирования РЦБ. В части третьей ст. 63 Закона установлен дополнительный к уже существующим запрет для всех участников РЦБ на манипулирование ценами на организованном рынке и понуждение к покупке или продаже ЭМЦ путем предоставления умышленно искаженной информации об ЭМЦ, эмитентах ЭМЦ, о ценах на ЭМЦ.