Содержание:
Установлена возможность снижения предельной стоимости предмета госзакупки
В практической деятельности заказчика (организатора) иногда возникает необходимость установления предельной стоимости предмета государственной закупки (далее – предельная стоимость) ниже предельной стоимости, полученной в результате применения способов, указанных в ч. 1 п. 4 Положения (например, при недостаточности финансирования).
Definition. Предельная стоимость – максимальная стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи (абз. 15 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
Ранее Положение прямо не предусматривало случаи установления предельной стоимости предмета государственной закупки ниже предельной стоимости, полученной в результате применения вышеуказанных способов.
Изменения, внесенные в Положение постановлением № 70, направлены на восполнение указанного пробела.
Так, ч. 5 п. 4 Положения закрепляет, что по результатам определения предельной стоимости предмета государственной закупки и (или) его части (лота) с применением способов, предусмотренных ч. 1 п. 4 Положения, предельная стоимость предмета государственной закупки и (или) его части (лота) может быть снижена до ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок.
Таким образом, по результатам определения предельной стоимости предмета государственной закупки с применением способов, предусмотренных ч. 1 п. 4 Положения, заказчик (организатор) в случае возникновения соответствующей необходимости вправе снизить предельную стоимость до ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок.
Отметим, что это право, а не обязанность заказчика (организатора). Также важно учитывать, что предельная стоимость предмета государственной закупки может быть снижена, но не увеличена до ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок.
Разграничена функция по определению предельной стоимости между заказчиком и организатором
Изменения, предусмотренные постановлением № 70, закрепляют, к чьим функциям относится вопрос определения предельной стоимости по общему правилу – заказчика или организатора.
Так, определение предельной стоимости отнесено по общему правилу к функциям заказчика (ч. 6 п. 4 Положения). К функциям организатора данный вопрос будет относиться лишь в том случае, если это прямо предусмотрено в документах, регулирующих отношения заказчика и организатора.
Определены исключения из правил определения предельной стоимости предмета госзакупки
Способы определения предельной стоимости установлены ч. 1 п. 4 Положения. Напомним, что к ним относятся:
- способ изучения конъюнктуры рынка;
- тарифный способ;
- проектно-сметный способ;
- способ сопоставления аналогичных расходов;
- затратный способ;
- нормативный способ.
Согласно скорректированной норме ч. 2 п. 17 Положения предельная стоимость может определяться без применения указанных выше способов при приобретении товаров (работ, услуг) на основании пп. 5 и 9 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» – при приобретении товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности государственной закупки которых составляет не более 50 базовых величин.
Отметим, что вышеуказанная норма не освобождает от обязанности определять предельную стоимость предмета государственной закупки в целом. По нашему мнению, в таком случае предельная стоимость предмета будет определяться в порядке, установленном заказчиком (организатором).
Резюме:
1. Установлена возможность снижения предельной стоимости предмета государственной закупки.
2. Уточнено, что по общему правилу определение предельной стоимости является функцией заказчика. К организатору эта функция переходит, если это прямо предусмотрено в документах, регулирующих отношения заказчика и организатора.
3. Регламентированы основания определения предельной стоимости без применения способов, предусмотренных ч. 1 п. 4 Положения.