Новые возможности: государственная регистрация субъектов хозяйствования у нотариуса

Одним из новшеств 2018 г. стало появление процедуры представления электронных документов для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, а также изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в регистрирующий орган нотариусом. Разберемся с порядком предоставления документов нотариусу.

Обновлено
Шамак Дарья

нотариус, нотариальная контора № 1 Первомайского района г. Минска

5558 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Кто вправе подать документы на регистрацию?

Для государственной регистрации необходимо подать заявление, которое в свою очередь представляется нотариусу физическими и юридическими лицами на бумажном носителе.

В соответствии с ч. 3 п. 199-3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63, если документы представляются нотариусу непосредственно лицами, указанными в абз. 2-5 ч. 3 п. 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, а именно: при государственной регистрации юридического лица — собственником имущества или учредителями (участниками) юридического лица, заявление о государственной регистрации подписывается этими лицами собственноручно в присутствии нотариуса.

Если количество учредителей организации более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании такой организации. Если собственником имущества или учредителем (участником) является юридическое лицо, заявление о государственной регистрации подписывает руководитель этого юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени данного юридического лица. Если собственником имущества или учредителем (участником) юридического лица является физическое лицо, заявление о государственной регистрации может быть подписано иным физическим лицом, уполномоченным в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью действовать от имени этого собственника имущества или учредителя (участника) юридического лица.

При государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор), заявление подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.

Отметим, что заявление о государственной регистрации подписывается вышеперечисленными лицами собственноручно в присутствии нотариуса.

На этом заявлении нотариусом производится отметка об установлении личности гражданина, проверке полномочий представителя, которая заверяется подписью нотариуса с проставлением даты. В иных случаях подлинность подписей вышеуказанных лиц должна быть засвидетельствована нотариально.

Какие документы и в каком формате необходимо предоставить нотариусу?

При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица предъявляется копия нотариально удостоверенной доверенности. На электронном носителе нотариусу также необходимо представить устав юридического лица, который и будет предъявлен в регистрирующий орган. Согласовать наименование юридического лица заинтересованные лица могут в регистрирующем органе до посещения нотариальной конторы.

Иные документы для государственной регистрации, за исключением заявления, могут представляться нотариусу как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

При представлении документов в виде текста на электронном носителе в формате, отличном от .doc,  .rtf, .odt, нотариус может конвертировать документ в нужный формат по просьбе заявителя.

Далее нотариусом составляется опись представленных заявителем (заявителями) документов в двух экземплярах, которая подписывается нотариусом и заявителем (заявителями) с проставлением даты.

Напомним, что в случае самостоятельной государственной регистрации субъекта хозяйствования посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо наличие личного ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП). В случае обращения заинтересованного лица к нотариусу наличие ЭЦП у заявителя не требуется.

Что происходит после передачи документов нотариусу?

Нотариус вносит сведения, указанные в заявлении о государственной регистрации, в форму заявления, размещенную на веб-портале, и формирует пакет документов. Сформированный пакет документов подписывается электронной цифровой подписью нотариуса и представляется в регистрирующий орган.

Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа рассматривает представленные документы и заявление. Если оснований для отказа в государственной регистрации не имеется, в день получения электронных документов регистрирующий орган направляет уведомление об осуществлении государственной регистрации и электронные документы, подтверждающие саму регистрацию.

В соответствии с п. 199-6 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63, о получении от регистрирующего органа электронных документов нотариус не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, сообщает заявителю согласованным с ним способом (телефонограммой, СМС-сообщением, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе электронной почты, а также с помощью иных средств связи).

О представлении электронных документов в регистрирующий орган заявителю выдается свидетельство установленной формы. К экземпляру свидетельства нотариус приобщает экземпляр описи представленных заявителем документов.

По итогу государственной регистрации электронные документы, являющиеся результатом регистрации (свидетельство о государственной регистрации), выдаются в одном экземпляре на представленный заявителем (заявителями) электронный носитель информации. Нотариус не уполномочен сохранять указанную информацию более чем на один носитель информации. Оригиналы документов, являющиеся результатом государственной регистрации юридического лица, заявитель может получить в регистрирующем органе на следующий день после государственной регистрации.

Какова стоимость предоставления документов на регистрацию через нотариуса?

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2013 № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов» взимается следующий нотариальный тариф за представление электронных документов для государственной регистрации:

  • от коммерческой организации — 0,8 базовой величины (за внесение изменений и (или) дополнений в устав — 1,9 базовой величины);
  • от коммерческой организации, в которой число учредителей-инвалидов превышает 50 %, или создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также крестьянского (фермерского) хозяйства — 0,7 базовой величины (за внесение изменений и (или) дополнений — 0,4 базовой величины).

Справочно. Если заявитель самостоятельно подает документы на регистрацию юридического лица в регистрирующий орган, он уплачивает государственную пошлину. 

Приложением 22 к НК установлены ставки государственной пошлины для регистрации:

  • коммерческой организации — 1 базовая величина (изменений и (или) дополнений, вносимых в устав, — 2 базовые величины);
  • коммерческой организации, в которой число учредителей-инвалидов превышает 50 %, коммерческой организации, создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также крестьянского (фермерского) хозяйства, — 0,8 базовой величины (изменений и (или) дополнений, вносимых в устав, — 0,5 базовой величины);
  • некоммерческой организации — 0,5 базовой величины (изменений и (или) дополнений, вносимых в устав, — 0,25 базовой величины).

Таким образом, за государственную регистрацию уплачивается нотариальный тариф, который немного меньше государственной пошлины, уплачиваемой в регистрирующем органе, что позволяет снизить затраты при совершении указанных действий.

5558 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме