Вы на портале

О каких правах потребителей нужно помнить продавцам

Законодательство Республики Беларусь, регулирующее взаимоотношения продавца и потребителя, традиционно направлено на защиту последнего как наиболее слабой стороны. Однако на практике все чаще приходится не защищать, а защищаться от потребителей. Отсутствие знаний основ права и поверхностное понимание закона как такового, сопровождаемые желанием наказать продавца и добиться «справедливости», приводят к злоупотреблению правами в среде потребителей.

В связи с этим предлагаем вам наглядную памятку об основных и дополнительных правах потребителя, а также о мерах ответственности продавца, составленную на основании анализа норм Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон).

Обновлено
Акулич Анастасия
Акулич Анастасия

Адвокат минской областной коллегии адвокатов, юридическая группа REVERA

3011 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Основные права потребителя

  • Права потребителя при нарушении продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара

Потребитель вправе по своему выбору потребовать:

— передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

— возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.

  • Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Потребитель вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

— соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);

— безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

  • Права потребителя при нарушении исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

Потребитель вправе по своему выбору:

— назначить исполнителю новый срок;

— поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

— потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание услуги);

— расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги).

  • Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества

Потребитель вправе по своему выбору потребовать:

— замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

— соразмерного уменьшения покупной цены товара;

— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

— возмещения расходов по устранению недостатков товара;

— расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя.

Дополнительные права потребителей и лиц, защищающих их права

  • Требовать возмещения расходов общественного объединения потребителей

Возмещению продавцом подлежат следующие расходы общественного объединения потребителей (далее — ООП):

— расходы, связанные с обращением с претензией к продавцу об устранении нарушений;

— расходы, связанные с обращением в суд с иском, представлением и защитой потребителя в суде.

Расходы подлежат возмещению продавцом по решению суда либо могут быть возмещены продавцом в добровольном досудебном порядке — по требованию ООП, заявленному продавцу.

Обязательным условием для предъявления требования о возмещении продавцом расходов ООП является непосредственное предварительное обращение потребителя к продавцу с требованием о восстановлении своего нарушенного права и наличие подтверждения отказа продавца в удовлетворении этого требования (часть вторая ст. 48 Закона). В противном случае расходы такого ООП на защиту потребителя возмещению продавцом не подлежат.

  • Требовать возмещения уплаченной государственной пошлины

При реализации права на защиту в судебном порядке потребитель освобожден от уплаты госпошлины по категории дел о защите прав потребителей (подп. 1.1.8 п. 1 ст. 257 НК). При этом продавец в случае проигрыша дела по иску потребителя обязан уплатить в бюджет сумму пошлины, от которой был освобожден потребитель.

  • Требовать возмещения судебных расходов

Расходы потребителя на юридическую помощь, иные судебные расходы, понесенные потребителем в ходе судебного разбирательства, также могут быть взысканы с продавца в случае проигрыша по основному требованию.

  • Взыскать с продавца штраф в размере 100 %

Штраф в размере 100 % суммы, присужденной потребителю, может быть взыскан только в судебном порядке в случае удовлетворения иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местный исполнительный и распорядительный орган или ООП.

Законом определено, а постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2010 № 4 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей» дополнительно отмечено, что штраф взыскивается за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Таким образом, в случае досудебного удовлетворения требования потребителя штраф с продавца взыскан быть не может.

При этом надо отметить, что взыскание штрафа при заявлении требования в защиту потребителя местным исполнительным органом или общественным объединением является обязанностью суда, независимо от того, заявлено ли истцом такое требование.

Оценивая правоприменительную практику, обратим внимание на то, что данная норма о штрафе влечет за собой зло-употребления правом со стороны потребителей. Имеют место случаи, когда потребитель специально обращается в местный исполнительный орган с просьбой подать иск в его защиту именно для того, чтобы продавец нес двойные потери. При этом доказать факт злоупотребления потребителем своим правом на защиту в данном случае затруднительно.

Меры ответственности продавца

  • Неустойка

За несвоевременное удовлетворение требований потребителя Законом предусмотрена имущественная ответственность продавца (исполнителя) в виде неустойки. В частности, за нарушение сроков устранения недостатков некачественного товара, сроков замены такого товара, нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг) потребитель вправе потребовать уплаты неустойки в размере одного процента от цены товара (работы, услуги) за каждый день просрочки.

При определении размера подлежащих взысканию в пользу потребителей убытков неустойка зачету не подлежит, убытки взыскиваются в полном объеме сверх суммы неустойки. Суд на основании ст. 314 ГК вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения ответчиком обязательств.

  • Убытки

Потребитель имеет право на возмещение ему в полном объеме убытков, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), а соответственно, вправе заявить требование о взыскании как реального ущерба, так и упущенной выгоды. Обязанность по доказыванию факта причинения убытков и их размера лежит на потребителе.

  • Проценты

За несвоевременное удовлетворение требований потребителя Законом предусмотрена имущественная ответственность продавца (исполнителя) в виде процентов. В случае нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребитель вправе заявить требование об уплате ему процентов на сумму предварительной оплаты в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, установленной на день выплаты процентов.

В случае если больший размер процентов предусмотрен договором между потребителем и продавцом, суд вправе уменьшить сумму процентов, но не ниже чем до суммы процентов в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

  • Моральный вред

При нарушении любых прав потребителя, предусмотренных законодательством, потребитель вправе заявить требование о компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме и не зависит от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Наличие вины продавца в причинении морального вреда предполагается, и он несет бремя доказывания ее отсутствия.

Рекомендации.
1. В случае предъявления требований со стороны потребителей и/или третьих лиц (общественных объединений, государственных организаций) рекомендуется внимательно оценить суть данных требований, их размер и право на их предъявление.
2. При оценке возможности удовлетворения требований потребителя в досудебном порядке необходимо учитывать, что в случае передачи дела на рассмотрение суду и удовлетворения основных исковых требований потребителя в судебном порядке продавец рискует понести дополнительные расходы, а именно:
— штраф в местный бюджет в размере, равном 100 % суммы, присужденной потребителю;
— уплата суммы госпошлины в бюджет (от которой потребитель был освобожден);
— компенсация потребителю сумм судебных расходов.
3. При заявлении требования общественного объединения потребителей о компенсации расходов, связанных с защитой конкретного потребителя, необходимо проверить факт предварительного обращения самого потребителя к продавцу с требованием о восстановлении своего нарушенного права. Если такого обращения не было либо оно было добровольно удовлетворено продавцом, расходы общественного объединения не подлежат возмещению.

P.S. Проверьте свои юридические знания и пройдите наш ежемесячный тест!

3011 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме