Вы на портале

Обязательно ли наличие двух накладных при международной перевозке грузов?

Контролирующие органы проверяют у автоперевозчиков, осуществляющих по CMR-накладным международные транспортировки грузов с территории Республики Беларусь, наличие дополнительно оформленных национальных накладных ТТН-1. При наличии у перевозчика лишь накладной CMR его привлекают к административной ответственности по части четвертой ст. 12.17 КоАП, несмотря на то что обязанность оформления необходимых товаросопроводительных документов лежит на отправителе груза. Количество привлекаемых к административной ответственности перевозчиков возрастает. Последние заняли активную позицию и обратились в различные государственные органы. Однако на данный момент вопрос не получил своего разрешения.

Обновлено
Малиновский Евгений
Малиновский Евгений

Адвокат, общий стаж в профессии более 27 лет

3915 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В настоящее время при осуществлении международных перевозок грузов, начинающихся с территории Республики Беларусь, перевозчики все чаще привлекаются к административной ответственности за транспортировку грузов без одновременного наличия международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) и товарно-транспортной накладной ТТН-1 (далее — ТТН-1).

С одной стороны, правоприменительные органы никоим образом не оспаривают возможность транспортировки грузов по территории Республики Беларусь только на основании CMR-накладной. Это касается как случаев транзита грузов по территории Республики Беларусь, так и случаев, когда местом получения груза при международной перевозке грузов является территория Республики Беларусь.

С другой стороны, при международной транспортировке грузов по территории Республики Беларусь в случае, когда местом отправления груза является территория Республики Беларусь, а место назначения находится за ее пределами, по имеющимся правоприменительным подходам, помимо CMR-накладной дополнительным требованием в отношении документального оформления такой транспортировки груза является также наличие товарно-транспортной накладной ТТН-1.

Осуществляя международную отправку груза с территории Республики Беларусь, отправитель груза, руководствуясь международными договорами, действующими для Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, а также существующей международной практикой осуществления международных перевозок грузов, помимо прочих грузосопроводительных и товаросопроводительных документов оформляет и считает достаточным оформление одной накладной CMR как транспортного документа, имеющего цель удостоверить факт отправки и последующей транспортировки груза.

Вместе с тем позиция налоговых и таможенных органов Республики Беларусь заключается в том, что кроме CMR-накладной при осуществлении международной перевозки груза, начинающейся с территории Республики Беларусь, перевозчику при себе необходимо также иметь и ТТН-1 по форме, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192.

Справочно.

Частью четвертой ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за транспортировку товаров в нарушение установленного законодательством порядка, а именно без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов. За совершение вышеуказанного административного правонарушения на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо налагается штраф в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации. В соответствии с п. 3 части второй ст. 6.12 КоАП если имущество, являющееся предметом административного правонарушения, не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение, то может применяться взыскание стоимости указанного имущества с лица, совершившего административное правонарушение.

Необходимость в рассматриваемой ситуации дополнительного ТТН-1 к имеющейся CMR-накладной налоговые и таможенные органы обосновывают исключительно ссылкой на п. 340 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила), согласно которому водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, дополнительно к ТТН-1 должен иметь CMR-накладную.

Противоречивость требований, предусмотренных п. 340 Правил в части одновременного оформления и наличия при транспортировке двух товарно-транспортных накладных, очевидна даже исходя из иных норм, установленных в Правилах.

Так, в соответствии с п. 5 Правил под отправкой понимается партия груза, отправляемая по одной товарно-транспортной накладной.

В силу ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон № 278-З) обязанность по оформлению товарно-транспортной накладной возложена на грузоотправителя. Следовательно, грузоотправителям прямо предписывается при одной отправке груза оформлять только одну накладную. Требование оформления двух накладных в указанной ситуации прямо противоречит п. 5 Правил.

Далее, в п. 8 Правил определено, что заключение договора об автомобильной перевозке груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа установленной формы. Буквальное толкование названного пункта опять же определяет обязанность для участников перевозки оформлять только одну накладную.

Вышеприведенные нормы Правил обнаруживают противоречия в указанном нормативном правовом акте: с одной стороны, в силу предписаний пп. 5 и 8 Правил грузоотправителем должна быть оформлена только одна товарно-транспортная накладная и, как следствие, перевозчик должен выполнять перевозку по одной накладной; с другой стороны, в силу предписаний п. 340 Правил водитель перевозчика при выполнении международной перевозки должен иметь еще и СМR-накладную.

Если согласиться с вышеуказанным подходом, то получается, что при выполнении международной перевозки, начинающейся с территории Республики Беларусь, требуется оформление двух полностью идентичных и повторяющихся транспортных документов, целью которых является удостоверение факта выполнения перевозки (транспортировки) груза.

Возможную аргументацию государственных органов, сводящуюся к тому, что в данной ситуации ТТН-1 играет роль не товаросопроводительного документа как такового, а некоего вспомогательного документа, содержащего необходимые сведения для целей учета налоговых и таможенных органов, также сложно счесть обоснованной. Обременение грузоотправителей и перевозчиков обязанностью оформления двух одинаковых с целевой точки зрения документов только на том основании, что один из них имеет дополнительные сведения, создает лишь проблемы как для перевозчиков, так и для самой Республики Беларусь в плане транзитной привлекательности. Кроме того, вопрос ведения учета лежит в плоскости бухгалтерского учета и налогообложения и никак не связан с соблюдением требования закона перевозчиком при транспортировке груза.

В этой связи отметим, что возложение разных обязанностей на грузоотправителя и перевозчика в части оформления документов, сопровождающих перевозку грузов, является нелогичным и неправомерным.

Кроме того, следует подчеркнуть, что предусмотренное п. 340 Правил требование о необходимости оформления одновременно двух товарно-транспортных накладных при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов противоречит иным актам законодательства, имеющим более высокую юридическую силу. Пунктом 1 Правил определено, что последние разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК) и Законом № 278-З.

Сразу отметим, что ни в ГК, ни в Законе № 278-З не содержится требований о наличии двух транспортных документов на перевозку грузов в международном сообщении.

Так, исходя из п. 1 ст. 40 Закона № 278-З самостоятельными транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются:

  • путевой лист;
  • товарно-транспортная накладная;
  • международная товарно-транспортная накладная «CMR», составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19.05.1956;
  • заказ-поручение;
  • иные документы в соответствии с законодательством.

Таким образом, Законом № 278-З признается равная юридическая сила обоих транспортных документов, как ТТН-1, так и CMR-накладной.

При этом в соответствии с абзацем четвертым ст. 40 Закона № 278-З для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами, оформляются заказ-поручение или иные документы, определенные Правилами. Данная норма предопределяет необходимость оформления для автомобильной транспортировки грузов только одного транспортного документа — товарно-транспортной накладной.

Также согласно ст. 37 Закона № 278-З заключение договора автомобильной перевозки груза осуществляется в порядке, установленном Правилами, и подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа.

Фактически получается, что одновременное оформление двух товарно-транспортных накладных (ТТН-1 и CMR-накладной) свидетельствует о заключении двух договоров на одну и ту же автомобильную перевозку груза.

Справочно.

В Правилах используется одно понятие «товарно-транспортная накладная», а различаются только формы накладных: товарно-транспортная накладная ТТН-1 (порядок заполнения регулируется Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192) и товарно-транспортная накладная «СМR» (порядок заполнения регулируется Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11).

Таким образом, Законом № 278-З предусмотрена возможность оформления лишь одного транспортного документа из перечисленных в п. 1 ст. 40 Закона № 278-З: или ТТН-1, или CMR-накладной. Получается, что положения подзаконного нормативного правового акта (п. 340 Правил) находятся в противоречии с требованиями самого Закона № 278-З. Следствием этого противоречия, на наш взгляд, могла явиться техническая ошибка авторов подзаконного нормативного правового акта. Думаем, что при формировании текста Правил не подразумевалась возможность установления требований о наличии одновременно двух равнозначных транспортных документов при перевозке в международном сообщении грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.

С учетом приведенной выше аргументации полагаем, что по совокупности положения законодательства в части документального оформления международной перевозки (транспортировки) грузов, начинающейся в Республике Беларусь, определяют в качестве достаточного оформление одного транспортного документа на перевозимый груз — CMR-накладной, а имеющиеся незначительные противоречия в содержании подзаконного нормативного правового акта (п. 340 Правил) подлежат разрешению посредством применения предписаний, содержащихся в Законе Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон № 361-З).

В соответствии с абзацем четвертым ст. 10 Закона № 361-З законы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, что означает приоритет норм Закона над Правилами.

Также согласно ст. 4 Конвенции о дорожной перевозке грузов (далее — КДПГ), регулиру-ющей вопросы перевозки грузов, договор перевозки подтверждается составлением накладной.

Таким образом, международный договор Республики Беларусь также предусматривает документальное оформление транспортировки грузов в международном сообщении на основании лишь одной CMR-накладной. Требования об оформлении двух товарно-транспортных накладных, содержащиеся в п. 340 Правил, являют собой нарушение Республикой Беларусь своего международного обязательства.

Устранение рассматриваемого противоречия путем корректировки самих Правил как нормативного правового акта считаем нецелесообразным. В данном случае вопрос сводится к толкованию положений имеющихся нормативных правовых актов, а положения Закона № 278-З и КДПГ не позволяют усматривать факт нарушения. Кроме того, Закон № 361-З устанавливает требование для каждого нормативного правового акта о его согласованности с другими нормативными правовыми актами. Таким образом, с учетом положений вышеназванных актов, предусматривающих наличие лишь CMR-накладной, требование о наличии у перевозчика одновременно двух товарно-транспортных накладных является неправомерным.

3915 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме