Вы на портале

Обжалование решения исполкома о признании утратившим силу ранее вынесенного решения

Ситуация: Застройщику районным исполнительным комитетом было вынесено решение «О разрешении на корректировку проектно-сметной документации». Через непродолжительное время исполнительный орган вынес решение о признании ранее вынесенного решения утратившим силу. Вывод из решения суда: При принятии решений органов исполнительной власти об отмене ранее вынесенных решений недостаточно одного желания государственного органа, должны быть еще правовые и фактические основания для отмены. Важно: Заказчикам, застройщикам.
Обновлено
Шимонович Андрей
Шимонович Андрей

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов

4343 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопросы, связанные с получением разрешения на корректировку проектно-сметной документации по строительству объекта и с соблюдением законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы землепользования, природоохраны и экологической безопасности, порой имеют важнейшее значение для успешной реализации того или иного проекта по строительству. Определенные действия при строительстве должны быть санкционированы решениями районного исполнительного комитета (далее — РИК). Возможна ситуация, когда РИК отменяет ранее вынесенное решение, которым разрешает то или иное действие. Приведенный пример сложно охарактеризовать как устоявшуюся практику по данной категории дел ввиду наличия массы фактических обстоятельств и правовых аспектов в каждом деле и, соответственно, уникальности каждого производства по оспариванию в судебном порядке правомерности решения исполнительных комитетов. В то же время вывод суда о том, что должны быть правовые и фактические основания для отмены решения РИК, может пригодиться при защите прав и в других ситуациях.

Обстоятельства дела

По результатам рассмотрения заявления застройщика было вынесено решение РИК «О разрешении на корректировку проектно-сметной документации».

Через непродолжительное время РИК вынес решение о признании принятого решения утратившим силу. В качестве правового основания районный исполнительный комитет сослался на ст. 40 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее — Закон о местном управлении и самоуправлении).

В соответствии с частью первой ст. 227 ХПК застройщик обратился за судебной защитой с требованием признать недействительным решение РИК о признании утратившим силу решения РИК «О разрешении на корректировку проектно-сметной документации».

Районным исполнительным комитетом было принято решение о признании утратившим силу ранее принятого решения «О разрешении на корректировку проектно-сметной документации».

Позиция заявителя (застройщика)

Согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с подп. 4.4 п. 4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее — Положение), разрешительная документация на строительство включает при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте на предоставленном земельном участке решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта.

Исходя из п. 17 Положения при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объекта на предоставленном земельном участке заказчик для получения разрешительной документации на строительство обращается в исполком с письменным заявлением, в котором указываются местонахождение земельного участка и объекты недвижимости (при наличии таких объектов). К заявлению прилагается копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Доводы заявителя:

Застройщик для продолжения строительства обратился в РИК, которым было принято положительное решение о разрешении корректировки проектно-сметной документации.

Застройщик ввиду необходимости корректировки проектно-сметной документации для продолжения строительства обратился в РИК, которым было принято положительное решение по указанному обращению о разрешении корректировки проектно-сметной документации.

Факт вынесения решения РИК «О разрешении на корректировку проектно-сметной документации», по мнению застройщика, однозначно подтверждает наличие достаточных и законных оснований для корректировки проектной-сметной документации. Достоверность представленных застройщиком в РИК документов под сомнение со стороны РИК не ставится, иными документами не опровергается.

Положение не предусматривает возможность отмены решения о разрешении проведения проектно-изыскательских работ (корректировки проектной-сметной документации) по инициативе органа, выдавшего соответствующую разрешительную документацию, без наличия каких-либо оснований.

Доводы заявителя:

Положение не предусматривает возможность отмены решения о разрешении проведения проектно-изыскательских работ (корректировки проектной-сметной документации) по инициативе органа, выдавшего соответствующую разрешительную документацию, без наличия каких-либо оснований.

По мнению застройщика, ст. 40 Закона о местном управлении и самоуправлении закрепляет процедуру принятия решения со стороны исполнительного органа, но не говорит о наличии права на отмену решений, которые выносились на основании Положения. Таким образом, при вынесении обжалуемого решения РИК допустил неверное применение норм права.

Согласно п. 1 ст. 59 Закона о местном управлении и самоуправлении решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, распоряжения их руководителей, а также решения органов территориального общественного самоуправления, местных референдумов, местных собраний должны соответствовать законодательству.

Как следует из изложенного, обжалуемое решение не соответствует законодательству Республики Беларусь, что является достаточным основанием для его отмены.

Доводы заявителя:

Статья 40 Закона о местном управлении и самоуправлении закрепляет процедуру принятия решения со стороны исполнительного органа, но не говорит о наличии права на отмену решений, которые выносились на основании Положения.

Позиция заинтересованного лица (районного исполнительного комитета)

Решение РИК «О разрешении на корректировку проектно-сметной документации» выдано в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Однако в последующем службами РИК были выявлены факты нарушения природоохранных положений законодательства Республики Беларусь, что подтверждается актами обследования земельного участка. Также имелись основания для изъятия земельного участка в порядке, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

Поскольку право аренды земельного участка будет прекращено в дальнейшем, а сам земельный участок будет изъят, необходимость для внесения корректировок в проектно-сметную документацию отпала, что и привело к вынесению обжалуемого решения.

Правовым же основанием для вынесения обжалуемого решения явилась ст. 40 Закона о местном управлении и самоуправлении.

Доводы заинтересованного лица:

После принятия решения о разрешении корректировки проектно-сметной документации были выявлены нарушения природоохранных положений законодательства, также имелись основания для изъятия земельного участка. Поскольку право аренды земельного участка будет прекращено в будущем, а сам земельный участок будет изъят, то необходимость внесения корректировок в проектно-сметную документацию отпала, что и привело к вынесению обжалуемого решения.

Уточненная позиция заявителя (застройщика)

Застройщик обратил внимание, что на момент рассмотрения названного дела:

  • договор аренды земельного участка не был расторгнут ни по соглашению сторон, ни по решению суда;
  • решение об изъятии земельного участка в порядке, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», не выносилось;
  • судебных постановлений о привлечении застройщика или его должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь о земле не выносилось;
  • с учетом презумпции добросовестности субъектов хозяйственной деятельности застройщик осуществлял надлежащим образом принятые на себя обязательства как арендатор земельного участка, в том числе уплачивал арендную плату.

Доводы заявителя:

На момент рассмотрения судом заявления договор аренды земельного участка был действительным, решение об изъятии земельного участка не выносилось, застройщик не привлекался к ответственности за нарушение законодательства о земле.

Выводы суда

Согласно части второй ст. 229 ХПК при рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта противоречащим законодательству на государственный орган, орган местного управления и самоуправления, иной орган или должностное лицо, издавших такой акт, возлагается обязанность доказывания:

  • соответствия этого акта законодательному или иному нормативному правовому акту;
  • наличия у государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица надлежащих полномочий на издание оспариваемого ненормативного правового акта.

На основании части третьей ст. 229 ХПК обязанность доказывания законности действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица возлагается на государственный орган, орган местного управления и самоуправления, иной орган или должностное лицо, совершившие действия (допустившие бездействие), которые обжалуются.

Таким образом, обязанность доказывания правомерности обжалуемого решения исполнительного органа лежит на РИК.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела с учетом распределения бремени доказывания по делу не подтверждается законность обжалуемого решения исполнительного комитета. При этом доводы истца подтверждаются положениями законодательства и фактическими обстоятельствами дела. На основании изложенного суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Вместо заключения

На практике необходимость корректировки проектно-сметной документации может возникать из-за ненадлежащего изучения со стороны застройщика и проектных организаций утвержденного РИК плана детальной планировки местности или вопросов, связанных с подъездными путями и сетями к соответствующему земельному участку.

Таким образом, минимизировать необходимость корректировки проектно-сметной документации и, соответственно, вероятность возникновения судебных споров можно на стадии изучения документов при получении прав на земельный участок и подготовки архитектурного проекта.

 Обращаем внимание, что привлечение землепользователя к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь о земле или природоохранного законодательства Республики Беларусь может быть достаточным основанием, например, для расторжения договора аренды земельного участка или изъятия земельного участка на основании решения РИК. 

4343 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№9, сентябрь 2016
4715