Вы на портале

Онлайн-семинар «Форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы в грузоперевозках»: ключевые тезисы экспертов

21 декабря 2020 г. состоялся онлайн-семинар «Форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы в грузоперевозках», организованный информационным ресурсом «Юрист. Транспорт».

В рамках семинара эксперты рассмотрели условия освобождения от ответственности по договору перевозки груза по обстоятельствам форс-мажора, а также возможность страхования таких обстоятельств в Республике Беларусь.

Эксперты семинара:Надежда Лещинская, юрист; Денис Боровой, СЕО ООО «Страховой брокер "ДСД-страхование"»; Инна Фадеева, адвокат, партнер АБ «ГЛОБАЛИС».

Запись семинара в скором времени станет доступна подписчикам порталов «Юрист», «Юрист в строительстве», «Судебная и арбитражная практика», «СтатусПро». Следите за обновлениями!

6799 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ключевые тезисы экспертов:

1. Главные признаки форс-мажора — чрезвычайность и непредотвратимость. Не каждый форс-мажор влечет за собой неисполнение обязательств. Например, выпадение большого количества снега на Урале — это не чрезвычайность, стороны могли это предвидеть, в связи с чем задержка в поставке не будет считаться форс-мажором, который повлечет неисполнение обязательств. 

2. Для применения обстоятельств непреодолимой силы в качестве основания для освобождения от ответственности необходимо соблюсти ряд условий:

— включить в договор перевозки четко сформулированную «форс-мажорную» оговорку (какие именно обстоятельства считаются форс-мажором); 

— известить вторую сторону о наступлении обстоятельства непреодолимой силы в срок и способами, оговоренными сторонами; 

— сторона, для которой исполнение обязательства стало невозможным, обязана предоставить другой стороне справку, сертификат, свидетельство, заключение либо иной документ, подтверждающий факт наступления обстоятельства непреодолимой силы.

3. Действующее законодательство в сфере транспорта предусматривает возможность освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза не только в результате обстоятельств непреодолимой силы, но и иных чрезвычайных обстоятельств при условии добросовестного поведения перевозчика и принятия им мер, направленных на минимизацию вредных последствий. 

4. Для освобождения перевозчика от ответственности за неподачу транспортного средства (его опоздание к месту загрузки) или просрочку в доставке, а равно для освобождения заказчика перевозки от неиспользования поданного транспорта также могут быть использованы обстоятельства непреодолимой силы, предусмотренные законодательством в сфере транспорта или договором. 

5. Обосновать неисполнение заказчиком перевозки обязательства по оплате провозной платы обстоятельствами непреодолимой силы и на основании этого исключить ответственность за просрочку в оплате достаточно сложно.

6. Каждая страховая компания вправе трактовать понятие «страховой случай» по-своему в соответствии с Правилами страхования.

7. При добровольном страховании грузов стихийные бедствия (в зависимости от выбранного варианта страхования могут быть застрахованы как абсолютно все стихийные бедствия, так и выборочно) и военные действия (возможно включить данный риск за отдельную плату, и страховой взнос при этом может увеличиться в зависимости от страховой компании) являются страховым случаем. При CMR-страховании — нет.

Видеозапись семинара

6799 Shape 1 copy 6Created with Avocode.