Ключевые тезисы экспертов:
1. Главные признаки форс-мажора — чрезвычайность и непредотвратимость. Не каждый форс-мажор влечет за собой неисполнение обязательств. Например, выпадение большого количества снега на Урале — это не чрезвычайность, стороны могли это предвидеть, в связи с чем задержка в поставке не будет считаться форс-мажором, который повлечет неисполнение обязательств.
2. Для применения обстоятельств непреодолимой силы в качестве основания для освобождения от ответственности необходимо соблюсти ряд условий:
— включить в договор перевозки четко сформулированную «форс-мажорную» оговорку (какие именно обстоятельства считаются форс-мажором);
— известить вторую сторону о наступлении обстоятельства непреодолимой силы в срок и способами, оговоренными сторонами;
— сторона, для которой исполнение обязательства стало невозможным, обязана предоставить другой стороне справку, сертификат, свидетельство, заключение либо иной документ, подтверждающий факт наступления обстоятельства непреодолимой силы.
3. Действующее законодательство в сфере транспорта предусматривает возможность освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза не только в результате обстоятельств непреодолимой силы, но и иных чрезвычайных обстоятельств при условии добросовестного поведения перевозчика и принятия им мер, направленных на минимизацию вредных последствий.
4. Для освобождения перевозчика от ответственности за неподачу транспортного средства (его опоздание к месту загрузки) или просрочку в доставке, а равно для освобождения заказчика перевозки от неиспользования поданного транспорта также могут быть использованы обстоятельства непреодолимой силы, предусмотренные законодательством в сфере транспорта или договором.
5. Обосновать неисполнение заказчиком перевозки обязательства по оплате провозной платы обстоятельствами непреодолимой силы и на основании этого исключить ответственность за просрочку в оплате достаточно сложно.
6. Каждая страховая компания вправе трактовать понятие «страховой случай» по-своему в соответствии с Правилами страхования.
7. При добровольном страховании грузов стихийные бедствия (в зависимости от выбранного варианта страхования могут быть застрахованы как абсолютно все стихийные бедствия, так и выборочно) и военные действия (возможно включить данный риск за отдельную плату, и страховой взнос при этом может увеличиться в зависимости от страховой компании) являются страховым случаем. При CMR-страховании — нет.
Видеозапись семинара