Вы на портале

Определение стоимости при продаже оборудования

Вопрос: Обязана ли коммерческая организация при продаже оборудования (б/у) делать рыночную оценку или можно продать оборудование по остаточной стоимости?

Красильщикова Ирина

Начальник отдела консультаций ООО «БелАудитАльянс»

2560 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Организация вправе определить стоимость самостоятельно с учетом сложившейся конъюнктуры рынка или по согласованию с покупателем. 

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценообразовании не применяется регулирование цен (тарифов) (ст. 12 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»).

В отношении оборудования (б/у) не применяется государственное ценовое регулирование, поэтому организация вправе определить свободную цену с учетом сложившейся конъюнктуры рынка самостоятельно или по согласованию с покупателем в договоре купли-продажи.

Такой стоимостью может быть и остаточная стоимость объекта основных средств. При этом необходимо обратить внимание, что данная стоимость должна быть сформирована не ниже стоимости содержания драгметаллов в объекте определенной по расчетным ценам на первое число месяца передачи (реализации) (п. 22 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34)*. 

* Официальную стоимость драгметаллов можно найти на сайте Министерства финансов.

При продаже оборудования также следует обратить внимание на возможность применения налоговыми органами ст. 33 НК для корректировки налоговой базы (при отсутствии, к примеру, деловой цели). 

Применение ст. 33 НК оценивается в каждом конкретном случае на основании собранных доказательств, фактических сведений об объектах налогообложения и (или) фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций (подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2022 № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций», далее — постановление № 465). К «подозрительным операциям» (не обусловленным разумными экономическими причинами) относятся в том числе сделки по реализации основных средств и ТМЦ по значительно заниженной стоимости с дальнейшей продажей покупателями этого имущества по рыночной (близкой к рыночной) стоимости (п. 2 постановления № 465). 

Пример

Организация «А» продала оборудование физическому лицу «Б» по стоимости условно 1000 руб. Физическое лицо продало это же оборудование в том же состоянии организации «В» по стоимости 15 000 руб. 

В рассмотренном примере при проверке контролирующими органами организации «А» может быть доначислен налог на прибыль и НДС исходя из стоимости 15 000 руб. 

Кроме того, дополнительно к причитающимся суммам налогов уплачиваются пени за каждый календарный день просрочки уплаты налогов исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства (п. 4 ст. 55 НК). 

Таким образом, продажа оборудования по значительно заниженной стоимости с дальнейшей продажей покупателем этого имущества по рыночной (близкой к рыночной) стоимости несет в себе риски доначисления налога на прибыль, НДС и в ряде случаев применение административной и уголовной ответственности. Исходя из этого, организации целесообразно осуществлять сделку по рыночной стоимости. 

Необходимо также отметить, что проведение оценки стоимости объектов является обязательным:

  • при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах;
  • при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств;
  • при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица;
  • при совершении сделки, преду­сматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности; 
  • при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством (п. 21 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615). 

Для коммерческих организаций необходимость проведения обязательной оценки оборудования перед его продажей отсутствует. Но организация вправе провести добровольную оценку оборудования для определения его текущей рыночной стоимости в целях исключения риска доначисления налогов при продаже покупателем этого оборудования иному лицу по стоимости, значительно превышающей продажу продавцом первому покупателю оборудования. 

2560 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме