Содержание:
Изменения в Законе о регистре
В Законе Республики Беларусь от 21.07.2008 № 418-З «О регистре населения» (далее — Закон № 418-З):
- скорректировано определение «ведение регистра» для унификации понятия «обработка персональных данных», включающего в себя любое действие с персональными данными;
- с 1 января 2023 г. вводится возможность получить персональные данные из регистра населения на основании согласия как в письменной форме, так и в форме электронного документа. При этом форма согласия должна соответствовать форме запроса на предоставление персональных данных;
- в связи с необходимостью обеспечения права субъекта персональных данных на получение информации о предоставлении персональных данных третьим лицам перечень отметок, которые делаются при предоставлении данных из регистра, дополняется с 1 января 2023 г. информацией о цели получения данных;
- исключено положение, согласно которому требование о конфиденциальности не распространялось на обезличенные персональные данные. Так как п. 2 ст. 31 Закона № 418-З предусматривается, что персональные данные, содержащиеся в регистре, являются конфиденциальными, и при этом, исходя из предусмотренного ст. 30 Закона № 418-З способа обезличивания данных, обезличенные данные подпадают под определение персональных данных и позволяют определить конкретное физическое лицо.
Справочно.
До 15.11.2022 операторам (уполномоченным лицам) необходимо предоставить Национальному центру защиты персональных данных Республики Беларусь (далее — НЦЗПД) информацию о количестве:
— лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных;
— лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, которым необходимо пройти обучение в НЦЗПД.
Изменения в Законе о госрегистрации недвижимого имущества
В Законе Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон № 133-З):
- из идентификационных сведений о собственнике недвижимого имущества исключается информация о месте жительства физического лица, индивидуального предпринимателя, адресе места нахождения юридического лица;
- установлено право регистратора истребовать и получать на безвозмездной основе от государственных органов (организаций), в том числе из государственных информационных ресурсов (систем), сведения и документы, необходимые для совершения регистрационных действий, а также для удостоверения документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом. Таким образом, в Закон № 133-З включены обязанности (полномочия) регистраторов, которые требуют обработки персональных данных, что является правовым основанием обработки данных без согласия субъекта данных.
Изменения в Законе о госгранице
В Законе Республики Беларусь от 21.07.2008 № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее Закон — № 419-З):
- исключено понятие персональных данных во избежание противоречия определению, закрепленному в Законе № 99-З;
- установлено, что перевозчики, осуществляющие международные перевозки пассажиров, вправе осуществлять обработку персональных данных пассажиров без их согласия в целях оказания содействия при выполнении задач, возложенных на органы пограничной службы и иные государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Так, правовым основанием для обработки данных пассажиров в указанных целях является абз. 20 ст. 6 Закона № 99-З.
Справочно.
До 15.11.2022:
— собственникам (владельцам) информационных систем;
— владельцам критически важных объектов информатизации;
— организациям, осуществляющим лицензируемую деятельность по технической и (или) криптографической защите информации,
необходимо предоставить в НЦЗПД информацию о количестве работников и (или) иных лиц, в обязанности которых входит обеспечение информационной безопасности и которые должны пройти курсы повышения квалификации в НЦЗПД.
Изменения в Законе об информации
В Законе Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон № 455-З):
- исключено понятие персональных данных;
- исключено требование получения письменного согласия, так как формы согласия предусмотрены ст. 5 Закона № 99-З;
- исключена ст. 32 Закона № 455-З, так как предусмотренные в ней меры по защите персональных данных не согласовывались с требованиями ст. 17 Закона № 99-З.