Вы на портале

Особенности абонентского договора

Все мы так или иначе каждый день имеем дело с абонентским договором: он используется при купле-продаже электроэнергии, газа, обслуживании техники, сайтов, оказании услуг сотовой связи, Интернета, охранных, юридических, бухгалтерских, медицинских услуг и т.д. Однако, несмотря на такую распространенность, абонентский договор законодательством в целом не регулируется.

Стороны зачастую сталкиваются с трудностями при заключении и исполнении абонентского договора, в том числе из-за отсутствия нормативного регулирования. Как установить в договоре предмет и порядок оплаты, оказания услуг, как «провести» его в учете?

Рассмотрим особенности абонентского договора, выделяющие его из массы прочих сделок, на примере договоров возмездного оказания услуг и выполнения работ.

Лишко Маргарита

Юрисконсульт 2 категории сектора претензионно-исковой работы юридического управления ОАО «Банковский процессинговый центр»

4590 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое абонентский договор?

Законодательство не содержит определения абонентского договора. Стороны самостоятельно, руководствуясь принципом свободы договора, должны установить обязательные условия договора, чтобы исключить в дальнейшем возникновение спорных ситуаций в связи с его исполнением.

При этом законодательное регулирование абонентских договоров имеет место на уровне постановлений Совета Министров для конкретного вида договора.

Справочно.
Примеры постановлений Совета Министров, которыми установлены абонентские договоры:
от 11.09.2019 № 609 «О вопросах в области теплоснабжения»;
от 17.10.2011 № 1394 «Об утверждении Правил электроснабжения»;
от 30.09.2016 № 788 «Об утверждении Правил пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах».

Так, Правительством изданы правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении договоров, имеющих признаки абонентских. Условно разделим их на 3 группы:

1) купля-продажа (энергоснабжение, получение печатных СМИ);

2) оказание услуг (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, оказание услуг электросвязи, бытовое обслуживание);

3) перевозка транспортом общего пользования.

Как видим, сфера применения абонентского договора достаточно широка, что делает ее исследование особенно интересным.

Интересно знать. 
Согласно ст. 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
В соответствии с п. 2 указанной статьи абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

Абонентская плата

Основным отличием абонентских договоров от других договоров на оказание слуг (выполнение работ) является установление абонентской платы в качестве формы оплаты. Абонентская плата — это сумма денежных средств, вносимая периодически либо единоразово заказчиком за предоставленный исполнителем доступ к оказываемым услугам (выполняемым работам). Она считается установленной, когда определен абонент и следующие элементы:

1) объем и виды оказываемых услуг (выполняемых работ);

2) ставка абонентской платы;

3) расчетный период;

4) порядок исчисления;

5) порядок и сроки уплаты.

В НПА и литературе встречаются также понятия «абонентная плата» и «абонементная плата», которые в целом являются синонимичными и смысл рассматриваемого понятия не меняют.

Что предусмотреть в договоре?

Сторонами абонентского договора являются абонент и исполнитель.

Абонент — это физическое/юридическое лицо, ИП, получающий исполнение по абонентскому договору.

Исполнителем по договору всегда будет являться субъект предпринимательской деятельности, так как правоотношения между сторонами имеют систематический возмездный характер.

Абонентский договор заключается в простой письменной форме. Соблюдением простой письменной формы является в том числе выдача абонемента, подписанного исполнителем, а также соблюдение порядка акцепта условий публичного договора и договора присоединения.

Абонемент — документ, форма которого устанавливается исполнителем по договору, предоставляющий право абоненту на получение исполнения по договору в течение определенного срока.

Заключая абонентский договор, стороны обязаны в первую очередь согласовать объем подлежащего по нему исполнения, другими словами, виды оказываемых услуг (выполняемых работ) и их количество.

Универсальной формулировкой предмета абонентского договора может являться, на наш взгляд, «доступ к абонентскому обслуживанию». В таком случае, подписывая договор, абонент понимает, что платит не столько за сами работы и услуги, сколько за возможность ими воспользоваться. В случае, если встречное исполнение абонентом в расчетном периоде не истребовано, то такая формулировка основания оплаты в первичных учетных документах (акт выполненных работ, счет-фактура и т.п.), скорее всего, не вызовет у бухгалтера сомнений в правомерности их выдачи и принятия к бухгалтерскому учету в организации.

Ставка абонентской платы — это размер абонентской платы, выраженный в денежной форме, вносимый единоразово либо за определенный договором период времени. К примеру, ставка может быть ежемесячной, квартальной и годовой в зависимости от расчетного периода.

Как правило, абонентская плата вносится в начале расчетного периода, а ее размер зависит от выбранного тарифа. Объем исполнения может быть ограничен не только в количественном и качественном выражении, но и носить безлимитный характер. Данное условие может предусматриваться как непосредственно в самом договоре, так и устанавливаться путем составления отдельного документа, являющегося непосредственной частью договора. Это может быть тарифная карточка, спецификация и т.п.

Сторонам целесообразно предусмотреть порядок регулирования стоимости работ (услуг) по договору в случае превышения лимита исполнения, а также ситуации, в которых начисление абонентской платы может приостанавливаться.

Советуем также предусмотреть условие о возможности одностороннего отказа исполнителя от договора в случае просрочки внесения абонентской платы, чтобы избежать возникновения споров о расторжении договора.

Условие об обязанности заказчика вносить платежи по договору независимо от того, было ли затребовано им исполнение, является существенным условием договора, пусть и не установленным законодательством.

Если договором не определены порядок и сроки внесения абонентской платы, исполнитель несет риск отказа заказчика от ее оплаты в случае неоказания услуг (невыполнения работ) по каким-либо причинам, в том числе и в случае неистребования исполнения со стороны самого заказчика.

Еще одна особенность абонентского договора состоит в том, что абонентская плата не эквивалентна оказанным услугам (выполненным работам). В большинстве случаев она устанавливается предприятиями и организациями в размере меньшем, чем при оплате услуг и работ разово, по отдельности. Так достигается взаимовыгодный экономический эффект от заключения абонентского договора: заказчик экономит деньги и время на выбор поставщика услуги, а исполнитель получает равномерное и постоянное поступление средств на содержание необходимой инфраструктуры, штата сотрудников и покупку расходных материалов.

Случай из практики

Рассмотрим подходы суда к разрешению подобного вида споров на примере из судебной практики.

Исполнитель обратился в суд с требованием о взыскании с заказчика по договору на обслуживание оборудования 309,12 руб. абонентской платы, процентов и пени по договору.

Ответчик (заказчик) в иске просил отказать и пояснил суду, что в спорном периоде услуги не оказывались, акты выполненных работ не подписывались, а также назвал неиспользование оборудования в качестве обоснования отказа от уплаты абонентской платы.

Истец (исполнитель) в обоснование своей позиции сообщил следующее:

1) согласно условиям договора обслуживание оборудования производится по заявкам заказчика. В спорном периоде заявки в адрес исполнителя не поступали. Исполнитель не вправе влиять на количество оказываемых услуг (выполняемых работ) по договору;

2) абонентская плата начисляется с момента постановки оборудования на обслуживание и до момента расторжения договора;

3) до момента возникновения спора заказчик признавал исполнение и исполнял денежное обязательство по условиям договора.

Суд посчитал обоснованными и подтвержденными материалами дела требования истца, но вместе с тем удовлетворил ходатайство ответчика в части уменьшения пени, применив ст. 314 ГК. Основной долг (абонентская плата — прим. ред.) взыскан с ответчика в полном объеме. 

Решение суда вступило в законную силу и не обжаловалось.

Резюме.
В целом до настоящего времени не выработано единых стандартов и принципов заключения абонентских договоров, на что указывает и отсутствие обобщенной судебной практики по спорам в данной сфере.
Сторонам следует помнить, что по сравнению с другими договорами на оказание услуг (выполнение работ) в предметную сферу абонентских договоров включается более широкий круг отношений, охватываемых понятием «абонентское обслуживание». То есть от того, насколько тщательно стороны подойдут к формулированию условий заключаемого ими договора, зависит решение споров, которые могут возникнуть между ними в дальнейшем.

4590 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме